Дети и отцы. Поколение «снежинок»
Александр Гончаров

Дети и отцы. Поколение «снежинок»

Не знающие ни любви, ни настоящей радости, ни искренних чувств…

Людей, рожденных после 1989 года и попавших в полосу взросления в начале 2000-х гг., часто называют «поколением «снежинок», причем не только в публицистических статьях, но и вполне научных работах.

Что же это за поколение такое? И почему с его выходом на общечеловеческую сцену истории тревогу бьют психологи, педагоги и журналисты?

Сам термин «поколение «снежинок» родился в конце XX века. И у него имеется два источника: роман Дзюнъити Ватанабэ «Снежинка» (1983) и книга «Бойцовский клуб» Чака Паланика (1996). Просто в этих литературных произведениях были зафиксированы некоторые психологические черты, которые отлично прослеживаются в поколении «снежинок».

Надо сразу сказать, что данное поколение вы не найдете в дебрях Африки, в глубинах Индии или на просторах Китая, или среди заводского люда Ирана и Филиппин. Поколение «снежинок» выросло на почве «золотого миллиарда» в Европе и США, где были созданы относительно сытые и благополучные условия существования. И только потом принципы и нравственность «снежинок» за счет СМИ, интернет и кинопродукции перекочевали в молодые умы других стран, в том числе и в РФ.

Какие же основные черты находят у «снежинок» во всем мире психологи:

  1. «Снежинки» требуют абсолютной безопасности для себя, но не для других.
  2. Они желают, чтобы в мире исчезло всякое насилие над личностью: хоть физическое, хоть эмоциональное, хоть словесное. Но личностями «снежинки» почитают исключительно самих себя.
  3. «Снежинки» легко объединяются на интернет-форумах (где и любят проводить свободное время) ради того, чтобы затравить человека, высказавшего мнение, противоположное их интересам. Однако, и в реальности они совершенно не прочь это сделать. Случаи травли преподавателей в американских университетах, перешедших дорогу «снежинкам», превратились в обыденность.
  4. Поколение «снежинок» очень низко оценивает своих родителей, полагая, что они лишили своих чад возможности развивать творческие идеи и мыслить нестандартно.
  5. «Снежинки» готовы работать там, где требуется прилагать наименьшие усилия за повышенную плату. Причем долго и упорно трудится они не желают.
  6. Все что мешает самореализации «снежинки» считают вредным для себя. Не случайно, представители этого поколения лидируют в движении «чайлдфри» («свободные от детей»), настаивающего, что бездетность — это высшее благо, не надо возиться с ребенком, отдавать ему все время и т.д.
  7. Для «снежинок» характерен спонтанный антитеизм, то есть не «безбожие», а «противобожие». Бог в представлении «снежинок», не Творец, а некое существо, мешающее им жить по своему произволу. Христианство, по их мнению, ограничивает запросы человеческой личности. «Снежинкам» просто выгодна вера в то, что Бога нет. Зато «снежинки» с удовольствием читают в интернете литературу развлекательного плана, где добро смешано со злом. Но одновременно мир «снежинки» делят по черно-белым канонам: все, что им не нравится — черное и злое, все, что привлекает, соответственно, белое и доброе. Перед нами обычное шизофреническое состояние с раздвоением личности.
  8. «Снежинки» с удовольствием поддержат, в т.ч. и в уличных манифестациях т.н. борьбу «меньшинств»: этнических, сексуальных и других за свои мнимые права. «Снежинки» искренне думают, что сами являются гонимым меньшинством.
  9. Агрессивное поведение «снежинок» — обратная сторона их собственной чувствительности к насилию. Но даже при стычках на улицах с полицией они разрешают себе буквально все (избиение полицейских, метание бутылок с зажигательной смесью, использование оружия), запрещая правоохранительным органам ответные меры. «Онижедети» — этот мем появился в интернете не как нелепица или глупость. Он утверждает безнаказанность «снежинок», как борцов с репрессиями от предыдущих поколений, работающих в полиции и в армии. Кстати, уж туда-то попасть служить «снежинки» не спешат.
  10. Важнейшим свойством поколения «снежинок» надо признать всепоглощающий эгоизм, сдабриваемый ощущением своей исключительности.

Все признаки «снежинок» перечислить и невозможно. Но надо констатировать следующее: выросло поколение, начисто лишенное понятия греха. И из этого вытекают все поступки «снежинок». Это плод внерелигиозного воспитания и пропаганды потребительского отношения к жизни.

Конечно, можно все свалить на молодые поколения и подумать, что все изменится по мере взросления его. Но не следует поддаваться самообману. Свои идеалы «снежинки» получили от предыдущих поколений, реально тяжело работавших ради благополучия семей и старавшихся оградить своих чад от трудностей и тягот окружающего мира. И беда приключилась гораздо раньше, чем ее стали фиксировать социологи и психологи.

Американская комедийная актриса и писатель Рита Руднер (64 года) явно не принадлежит к поколению «снежинок», но откровенно заявляет: «Мы с мужем подумываем завести собаку или ребенка. Не можем решить, испортить ли ковры в доме, или нашу жизнь».

А вот что вещал шахматист Роберт Юджин Бирн (1928-2013): «Научившись еще в юности не любить детей, вы сохраните свои средства и здоровье в более зрелом возрасте».

Данные высказывания выплеснули в умы людей не «снежинки». Они их только подхватывают и тиражируют.

Гордыня и эгоизм стары как мир. Собственно, и убийство Каином праведного Авеля вполне вписывается в менталитет современной «снежинки». Хотя Каин хотя бы трудился на земле. «Снежинка» идти за плугом и не попробует. Про грех Хама и говорить то не приходится. В одном из интернет блогов обнаружилась реакция «снежинок» на эпизод из рассказа Н. Носова «Огурцы», когда мама заставила мальчика отнести украденные с поля овощи обратно:

«Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

— Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.

— И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор».

Вот что написали «снежинки»: «Маму хочется долго и мучительно убивать. Пока не прочувствует как следует, что натворила. А потом оставить с этим жить. Ребенка жалко до слез»; «А потом подобные Котьки вырастают и идут к психологам лечить свои детские травмы маминой нелюбви».

«Снежинки», зациклившись на самих себе, не поняли суть рассказа. Мама хочет, чтобы ее ребенок стал настоящим человеком, а не лжецом и вором. И, именно, из таких Котек, получивших такое воспитание, поднимались потом и воины, защищающие Отечество, и обычные граждане, умеющие жить по совести. Поступок матери выплескивается из-за огромной любви к сыну и ни по какой иной причине. И не пойдет Котька к психологу и маму поймет, и любить будет всегда.

«Снежинки» не понимают любви. Они живут в мире равнодушия. А почему? Их воспитывали равнодушно, теплохладно. Красиво одеть ребенка и купить ему новый компьютер, постоянно хвалить ребенка и ограждать от труда — это не значит воспитать его, поднять его, понять его.

Старец Порфирий Кавсокаливит учил, что «детям нет никакой пользы от постоянных похвал. Они становятся эгоистами и тщеславными людьми. Они хотят, чтобы все хвалили их всю жизнь, даже если это будет ложью. К сожалению, сегодня все научились лгать, и тщеславные это принимают, это их пища. Богу это не угодно. Богу угодна истина. К сожалению, не все это понимают и поступают как раз наоборот…

Когда мы похвалами развиваем в ребенке это гипертрофированное «Я», когда развиваем его эгоизм, то совершаем для него великое зло. Мы делаем его более склонным к диавольским вещам. Если мы так его воспитываем, то удаляем его от истинных ценностей жизни. Вы не думаете, что это и есть та причина, по которой дети портятся, по которой люди бунтуют? Это эгоизм, который с детства насадили в них родители…»

Поколение «снежинок» возникло не случайно. Его выпестовали безрелигиозные родители в безрелигиозном мире, читавшие книжки доктора Спока, а не творения святителя Иоанна Златоуста.

Поколение «снежинок» — очень удобный объект для самых разных манипуляторов, заставляющих «снежинок» в погоне за комфортом, поступать подобно ослу, бегущему за морковкой, привязанной к палочке перед мордой и везущему хозяина по ухабистой дороге на своей спине.

«Снежинка» жаждет безопасности и свободы и попадает в тоталитарную секту, лишаясь и того и другого. «Снежинка» плюет на авторитет родителей и подчиняется любому, кто сумеет ей польстить. «Снежинка» отказывается от рождения детей и семьи и оказывается в полном одиночестве, когда некому даже и поплакаться в жилетку. «Снежинка» нежно пестует свою «уникальность», на деле превращаясь в злобствующего обывателя, глушащего проблемы в спиртном и наркотиках. «Снежинка» выходит на улицу, дабы защитить чьи-то права, а, по сути, примыкает к толпе, действующей по науськиванью нечистоплотных политиков.

Поколение «снежинок» — несчастное поколение, не знающее ни любви, ни настоящей радости, ни искренних чувств…

Все же нельзя чохом все поколение, родившихся в 90-е и позже годы записывать в «снежинки». Дети, получившие православное воспитание — это залог того, что мир не захлестнет вьюга эгоизма и гордыни. У них есть Бог, у них есть вера, у них есть храм. Они знают заповеди Божьи, соблюдая которые они могут противостоять навязыванию потребительским обществом идеала «снежинки».

Конечно, и из православных семей выходят эгоисты, обуянные своей липовой «уникальностью» и кичащиеся своей «свободой». Но это происходит только и только тогда, когда их воспитывали недостаточно православно.

В целом же православная христианская молодежь противостоит поколению «снежинок». Она знает, что если есть какой-то талант, то это дар Господа нашего Иисуса Христа. Она ведает, что непочтение к родителям — это грех. Она разумеет, что мир не является местом получения сплошного удовольствия. Она не думает о том, что ради своих желаний следует унижать и обижать других людей. Она понимает, что человек есть образ и подобие Божие и что когда идешь к Творцу, то и находишь путь к самому себе.