Арцах должен уйти… в Россию
Борис Джерелиевский

Арцах должен уйти… в Россию

Обеспечить безопасность и равновесие в Закавказье может только Москва

Ряд западных журналистов в репортажах из Азербайджана задают один и тот же вопрос местным жителям: возможна ли мирная совместная жизнь азербайджанцев и армян? На него получают вполне стандартный ответ: «После того что произошло, это невозможно. Хотя если наш президент (Алиев) говорит, что нужно жить вместе, значит будем жить».

О том, какой может быть такая «жизнь», Алиев вполне отчетливо дал понять: никакой национально-культурной автономии, никаких армянских школ, никакого армянского языка, никаких квот в органах власти. При этом в сети появляется множество роликов с результатами занятия равнинных районов НКР и Шуши азербайджанскими военными — избиение оставшихся мирных жителей, как правило, стариков, осквернение армянских христианских святынь — храмов, хачкаров, могил, разграбление и разрушение оставленных домов.

Так дают понять, что анонсированная Алиевым совместная жизнь армян с азербайджанцами будет очень недолгой. И судя по тому, что эти ролики не блокируются, а с их авторами и распространителями не проводится соответствующая работа, можно предположить, что Баку заинтересован, чтобы до остающихся в Арцахе армян эта мысль (о крайне непродолжительной совместной жизни) была донесена.

При этом азербайджанские представители и эксперты, выступая в российских СМИ, заявляют о том, что жители территорий Арцаха, еще не подконтрольных Баку, должны получить азербайджанские паспорта, намекая, что это как бы предполагается соглашением трех президентов, утверждая, что в любом случае, это придется делать — когда уйдут российские миротворцы.

Примечательно, что в самом Азербайджане, провластные пропагандисты, комментируя заявление глав России, Армении и Азербайджана, говорят о том, что Алиев пошел на это, якобы из человеколюбия и нежелания «пачкать руки», дав возможность и время армянам покинуть Карабах. Расчет строится на том, что в нынешней ситуации Арцах не сможет развиваться и нормально жить, а его жители, устав от постоянной опасности и отсутствия перспектив, будут покидать свою родину, перебираясь в Армению, в Россию и другие страны. И упомянутые ролики тоже поспособствуют такому «выдавливанию», напоминая о смертельной опасности, находящейся, буквально, в двух шагах.

Кстати, постоянные заявления турок о намерении разместить свои контингенты на границах НКР и в Шуши, служат той же цели.

Да, российские военные остановили войну, предотвратили резню, обеспечили безопасность арцахцев. Но, что же дальше? Что обеспечит жизнь и развитие, а непросто выживание Арцаха.

Руководство Армении сегодня продолжает говорить о возможности признания независимости НКР, как Ереваном, так и другими странами. Однако, это ни коим образом не решит проблему. Сегодня вопрос о признании внесен в парламент Франции. Но, скорее всего, дальше этого, дело не пойдет. Ведь логика признания Арцаха потребует аналогичных шагов в отношении Абхазии и Южной Осетии. Да если НКР и будет признан Парижем, это приведет лишь к дипломатическому турецко-французскому кризису, и, возможно, развалу Минской группы по Карабаху.

Признание же Арменией или Россией независимости Арцаха обнулит все уже достигнутые договоренности и сделает невозможными последующие соглашения, оставляя только военный путь, к которому Армения сегодня явно не готова. Да и Россия не горит желанием преподнести Западу такой подарок, как война с Турцией.

В сложившейся ситуации, пожалуй, единственным и оптимальным вариантом является вхождение НКР в состав России. Первым шагом к этому может стать выдача российских паспортов жителям Арцаха. Следующим — плебисцит. На референдуме может быть предложен вопрос о том, куда должна войти НКР — в Россию, Армению или Азербайджан? Ответ спрогнозировать несложно.

Самое интересное, что такой исход, может устроить и Баку. Алиев прекрасно понимает, что заставить армян «миром уйти» из Арцаха не получится. В то же самое время, он не может себе позволить и устроить геноцид, за который придется отвечать рано, или поздно. В этом, кстати, и одна из причин, что он пошел на заключение соглашения, несмотря на то, что победа была почти что в его руках.

Остается только замороженный конфликт и неопределенный статус на бесконечно долгое время (пока помрет ишак или хан), а это обстоятельство уже создает возможность для торга, на который Ильхам Гейдарович, как истинный сын своего народа, всегда идет охотно.

И тут есть важный момент: нынешняя победа обошлась Алиеву чрезвычайно дорого. Он набрал столько кредитов в «микрофинансовой конторе» Эрдогана, что запросто может лишиться столь важного для него положения «первого в галльской деревне». В этом смысле Алиев очень похож на «бацьку» Лукашенко. Он тоже хочет получать всевозможные бонусы от Турции и пользоваться ее защитой. Но вовсе не готов делегировать ей свои властные полномочия и признавать над собой власть «султана». Именно поэтому хотя «одна нация», но «государства два».

И потому сегодня Алиев заинтересован в «дружбе» с Россией куда больше, чем до начала войны. И это, кстати, еще одна причина, по которой он согласился на ввод российских миротворцев. Они усиливают позиции Москвы и нивелируют положение Турции в нужном для Баку ключе. То есть, возможность для дальнейшего укрепления России в Закавказье присутствует. И ее нужно использовать.