Бездействие власти провоцирует русский бунт
Ярослав Таманцев

Бездействие власти провоцирует русский бунт

Эксклюзивное интервью с координатором Центра общественных связей Движения против нелегальной иммиграции Александром Беловым

- Ряд организаций правозащитного толка назвали Вас в качестве одного из инициаторов и подстрекателей событий в Кондопоге…

- Для начала нужно определиться, о каких событиях идет речь. Единственное событие, заслуживающее внимания в Кондопоге, произошло с 29 на 30 августа, когда группа лиц кавказской национальности из Закавказья и Северокавказского региона, вооруженная битами, ножами и железными прутьями, убивала местных жителей с криками «Аллах акбар!», «Бей русских свиней!», «Режь!» и т.д. Это было убийство лиц, которые уже не могли сопротивляться, лежали на асфальте «вырубленные». Им вытягивали руки и специально дробили кости железными трубами. Как рассказал один из сотрудников морга, принимавший погибших, у трупов, которые привезли в морг, были отрезаны уши. В реанимации находится еще один местный житель, которому в глаз засадили нож. Как он жив остался, непонятно. Его состояние под угрозой. Честно признаюсь, я не призывал чеченцев делать этого.
А ведь там не было погромов, не пострадал ни один кавказец. Действительно, молодежь разбила несколько витрин и пыталась прорваться в это проклятое кафе «Чайка», где неоднократно ущемлялись права местного населения, где оно унижалось, где и произошло это жестокое убийство. Почему молодежь решила это сделать? Потому что она не верит этой власти, не верит, что милиция будет заниматься настоящим расследованием. Когда происходила бойня, одна девушка добежала до патрульной машины и попросила вмешаться. Но помощь со стороны милиции не была оказана. И пока милиция скрывает, кто находился в этой машине и фамилии сотрудников, закрывших глаза на смерть людей. Так что выяснить это – задача всех здравомыслящих людей. Неправильно себя ведет и чеченская диаспора. Да, она выдала лиц, которые находились в федеральном розыске. Но теперь ее задача – не изображать искренность, а выдать всех участников беспредела. И только тогда можно будет сказать, что чеченская диаспора не заинтересована в укрывательстве преступников и не поддерживает их.

- Какова цель приезда активистов Движения против нелегальной миграции в Кондопогу?

- Во-первых, мы хотели разобраться, выяснить реальную картину происходящего, потому что приходила противоречивая информация. Во-вторых, необходимо было прорвать информационную блокаду, потому что никто не знал, что в карельском городке происходит настоящий беспредел. Там на митинге собралось более 2,5 тысяч жителей. Абсолютно отсутствовала какая-либо координация. Стоял мэр, стояла милиция, и никто не понимал что делать. Люди кричали. Я предложил использовать табуретку как трибуну. Попросил мегафон, представился и стал более-менее управлять этим сходом людей с разрешения мэра. Мне довелось быть связующим звеном между гражданами и властью. Мы выслушали свидетелей и пострадавших. Выступил мэр, но ему не поверили. Люди требовали выселения всех лиц кавказской национальности в течение 24 часов. Люди говорили, что милиция ничего не делает. Мы слушали начальника отдела милиции сквозь шум - его толпа проклинала, обвиняя в коррупции. На митинге удалось выбрать троих людей, которые представляют интерес жителей в администрации города. Были сформулированы требования.

- В чем они заключаются?

- Формулировка следующая – рекомендовать гражданам из Закавказья и Северного Кавказа покинуть город по причине того, что их жизни может угрожать опасность. Жители потребовали выполнить эти рекомендации структурам МВД, где есть списки. Прозвучали требования обеспечить оперативный отъезд граждан с Кавказа временно, до того, как ситуация уляжется и т.д.

- Комментируя эту трагедию, представитель чеченской диаспоры по-своему характеризует этот конфликт. Иная версия звучит из уст губернатора. Как Вы можете охарактеризовать случившееся?

- Приезжие настолько расслабились, что даже там по-хамски разговаривали с милицией. Там кавказцы ей даже подзатыльники раздавали! Это говорили местные жители. Произошло убийство, совершенное на почве национальной, потому что все слышали, как раздавались крики убивать русских. Там правила бал ненависть к людям одной национальности.

- Но в официальных структурах не устают повторять о бытовой версии…

- Дело в том, что межнациональные отношения носят бытовой характер. Они не носят дипломатического характера. Люди разной национальности общаются друг с другом, соприкасаются в быту. Говорят, что был передел сфер влияния. Можно и так сказать, ведь местные возмутились, что у них все отняли. Они решили это вернуть. Но разве у местных там есть организованные преступные группы? Есть ОПГ? Ничего, и это прекрасно знают в милиции.

- Но чеченская диаспора утверждает, что молодежь натравил местный криминалитет, чтобы заставить чеченцев платить ему дань…

- Я читал этот комментарий. Представитель чеченцев рассказывал о каком-то старом случае из прошлого, который, якобы, имел место два года назад. Хотя я сомневаюсь, что это так. Во-вторых, молодежь никто не натравливал. Нельзя натравить две с половиной тысячи человек. Можно подкупить одного, двух. И потом, повторяю, там нет местного криминалитета. Есть «солнцевская» ОПГ, чеченская, а вот кондопожской не существует в природе. Там люди на митингах спрашивают друг друга: «У кого есть «Мерседес»?». И сами отвечают: «У чеченцев. Вот кто крутой». На самом деле, события в Кондопоге можно расценивать как стихийный протест людей, у которых переполнилась чаша терпения, которые постоянно находились в перманентном состоянии потерпевших от сформировавшейся за последние годы из лиц кавказской национальности ОПГ.
Реально существует огромная разница между теми, кто исторически проживает на территории Карелии – русскими, финнами, карелами и приезжими. Неадекватное отношение приезжих к коренным жителям, коррупция в правоохранительных органах и местной администрации, которая оказывала преференции в экономическом плане приезжим и не предпринимала мер по заявлениям граждан, породили недоверие к власти, ненависть и желание ответных мер. Последней каплей стал вопиющий факт убийства местных жителей приезжими из Азербайджана и Чечни и полное молчание. Отсутствие внимания со стороны высших лиц республики вывело весь город на улицы. Если бы в тот момент глава республики оказался в городе, думаю, ночного разгрома кафе можно было бы избежать. Но подчеркну, никаких погромов не было, и ни один кавказец не пострадал. Кстати, даже в тот критический момент, дельцы, связанные в диаспорами, не прекращали свой бизнес. Несмотря на мое предложение, торговля спиртными напитками в городе не была прекращена даже ночью.

- Премьер Чечни Рамзан Кадыров обвинил местную милицию в бездействии и пригрозил вмешаться в конфликт в правовом порядке. Насколько адекватным выглядит это выступление из Грозного?

- Лично я большой симпатией отношусь к этому человеку, потому что он искренне и периодически позволяет себе говорить все, что думает. Это могут позволить немногие политики в России. Но, думаю, у Кадырова неправильные источники информации, недостоверные. Местная милиция «облажалась» один раз - с 29-го на 30-е августа. Впоследствии ее действия были абсолютно нормальные. К сведению Кадырова, ни один кавказец никак не пострадал. Да, было разграблено имущество, но на тот момент это была муниципальная собственность. Потому что договор аренды был расторгнут. Да, были разбиты витрины. Люди хотели, чтобы кто-то ответил за их мучения, чтобы эти точки – ларьки и игровые автоматы прекратили свое существование. Я считаю, что милиция и другие правоохранительные органы сейчас там вполне в состоянии навести там порядок и проконтролировать его.
Чтобы хотелось от Кадырова? Мне кажется, что сейчас он должен открыто заявить, что война в Чечне закончилась, наступил мир и все чеченцы могут спокойно возвращаться на родину. Потому что молодые люди, выросшие в 90-е годы в Чечне, жили в условиях постоянного стресса. Они привыкли моментально, резко реагировать на различные раздражители. То есть, позвонил бармен и сообщил, что его тут послали на три буквы. И тогда собираются чеченцы, и с целью «самообороны» бьют местных, убивают несколько человек и отрезают им уши. Ведь представитель местных чеченцев заявляет, что все делалось с целью самообороны. Честно сказать, в моей голове не укладывается, что для самообороны отрезают уши. Поэтому этих людей нужно вернуть в Чечню, в свою культурную среду, чтобы они там немножко привыкли к своей мирной жизни. Чтобы не сразу хватались за нож, а научились нормально работать и делать полезные дела. Только тогда они смогут интегрироваться в российское общество. А пока они не готовы. И в этом плане Кадыров, как председатель правительства Чеченской Республики, я считаю, может сделать очень многое.

- Информационный голод чеченского руководства, надеюсь, мы в чем-то утолили. Но вы утверждаете, что милиция кроме одной ночи ситуацию держала под контролем и вела себя, в общем-то, адекватно. Но как быть со свидетельствами очевидцев, пострадавшими, которых избивал ОМОН? Ведь крики «Дай, дам ему по яйцам!» милиционеров люди слышали…

- Такие случаи, конечно, имели место. Но на самом деле милиционеры могли поступить еще жестче. По крайней мере, в моем присутствии местная милиция ничего плохого гражданам не делала. Милиция, несмотря на то, что в нее летели помидоры и сыпались проклятия, вели себя более-менее сдержанно, спокойно. Ей удалось нормализовать ситуацию у кафе «Чайка». Это то, что происходило на моих глазах. Министр МВД Карелии Дмитриев подчеркнул то, что как раз пассивная оборона со стороны милиции стала единственно правильным выходом из ситуации. Потому что если бы милиционеры начали действовать жестко против населения, то стала бы на уши вся республика. Жителей Кондопоги поддерживает вся республика.

- Как будут развиваться события?

- Дай Бог, вменяемо среагировать федеральной власти, сказать, что в словах протестующих есть доля истины. Дай Бог, не называть этих людей членами ОПГ, «злыми фашистами», «ксенофобами», ангажированными и т.д. Ведь в Кондопоге проживают просто люди, граждане, средний класс. Это и есть та самая опора власти. Но у этих людей сейчас теряется доверие к власти не только потому что существует тотальная коррупция на местах, но и потому что федеральная власть постоянно промывает мозги. Люди видят, что приезжие с Кавказа и Средней Азии насилуют и убивают, но никаких сообщений в СМИ нет. Как только страдает кто-то из них, сразу же начинается вой об убийствах на национальной почве. И люди могут терпеть все это до поры до времени. Я видел в Кондопоге, что люди готовы к русскому бунту. Пока они не выступают против власти. Но это очень тонкая грань. Если власть сейчас развернет активную борьбу против этих людей, она получит по полной программе. Тогда «оранжевая» революция покажется сказкой. Это будет реальная «сосновая» революция, потому что народ выйдет с сосновыми кольями.

- Александр, ДПНИ обвиняют во всех грехах. Нет ли опасений, что после событий в Карелии на Вас попытаются спустить всех «собак»?

- Боюсь, что негодяи, которые пытаются прикрыть и чем-то оправдать собственное бездействие, захотят найти крайнего. Они могут увидеть крайних в нас, так как мы не являемся государственной структурой. Их могут поддержать определенные лица из правозащитной среды, ангажированные западными спецслужбами. Это будет несправедливо и неправда. Потому что ДПНИ и лично его активисты сделали в Кондопоге для мира больше, чем сотрудники милиции и губернаторы, что бы ни говорили.

- Вы общались с министром внутренних дел Карелии, другими должностными лицами. Есть у представителей власти готовность пойти навстречу и вступить в реальный диалог с людьми?

- На месте губернатор реально вступил в диалог с людьми. Но беда в том, что на местах власть озирается на Москву – как бы чего не вышло. Хотя, на мой взгляд, надо в первую очередь прислушиваться к избирателям, в интересах которых надо действовать. Все смотрят на губернатора. Губернатор сказал, что это – разборка ОПГ, значит, и глава МВД заявляет о криминальной разборке. Если сказал губернатор о национальной розни, то тогда и милиция тут же выявит национальные мотивы. Но надо же быть ближе к правде.
…Выборы на носу. Если вразумительная национальная политика не появится в России, ситуация усугубится настолько, что всякие выборы просто потеряют смысл. Никакой авторитет вообще не будет играть никакой роли.

- Как развивалась информационная ситуация вокруг событий в Кондопоге?

- Тотальное молчание местной и федеральной прессы. Думаю, это делалось по команде. После этого местные жители обратились к нам, к депутатам, чтобы прорвать информационную блокаду. Мы обратились к нашим друзьям с просьбой звонить в СМИ, писать факсы, клеить листовки. И нам удалось прорвать информационную блокаду. Реально у нас в день работало около 4 тыс. человек. Это довольно мощный ресурс в стране. Такого количества добровольцев нет ни у кого. Поэтому эти события замолчать было уже нереально.

- Есть ли какая-то информация об угрозах со стороны представителей диаспор?

- Как мне рассказывали жители, были звонки с угрозами кавказцев еще до схода горожан. Думаю, что сейчас это вряд ли. Власти, думаю, не допустят, этого. Ведь в ответ поднимется вся Россия. Думаю, что этого не произойдет.

- События в Кондопоге перекликаются с тем, что произошло в Сальске. Насколько там власти выполнили свои обещания?

- На 90% выполнили. Большинство лиц найдено и задержано. Но пока дело пытаются представить, что они превысили пределы допустимой самообороны. Разумеется, это не так. Кадровые перестановки в местных органах власти, включая правоохранительные структуры, пока не произошли. Но 17-го сентября там намечен крупный сход местных жителей. Думаю, что перестановки произойдут.
…Скажу и вот о чем. События в Сальске и Кондопоге показывают, что отношение у людей к ДПНИ меняется. Даже те, кто раньше относился к нам с недоверием, теперь обращаются к нам, видя в организации реальную защиту и помощь, пишут заявления нам.