Башкиро-Мещерское войско и оренбургские казаки
Анатолий Агранин

Башкиро-Мещерское войско и оренбургские казаки

Будущим поколениям славу передадут нынешние бойцы

Под конец 2020 г. в Башкирском республиканском отделении Союза добровольцев Донбасса (СДД) в Уфе прошёл казачий круг Оренбургского казачьего войска, создано структурное подразделение, объединяющее потомков Башкиро-Мещерского войска и избран его атаман, руководитель башкирского отделения СДД Азамат Юнусов. В состав подразделения вошли ветераны войны в Афганистане и Донбассе.

Истоки Башкиро-Мещерского войска уходят к XVI в., когда к Московскому государству были присоединены земли башкир и татар. Эти народы и составили костяк войска, участвуя в войнах, которые вела Москва. Ливонская война, Отечественная война 1812 г., Хивинский поход, Крымская война — Башкиро-Мещерское войско покрыло себя неувядаемой ратной славой.

С XVIII в. в правление войска назначались армейские штабисты, командующими — действующие генералы и полковники. Т.е., то, что и сегодня на управленческие должности в казачестве назначаются бывшие офицеры, а атаманами — бывшие генералы и полковники, не есть современное новшество, а давняя традиция ещё царских времён. Единственное отличие: в царское время это были действующие офицеры и генералы, в наше время — отставные.

Башкиро-Мещерское войско действовало в координации с Оренбургским казачьим войском. В июле 1744 г. императрица Елизавета Петровна издала указ «О зачислении в Оренбургское казачье войско всех пришельцев, поселившихся в крепостях Оренбургской губернии».

Казаком в царское время мог быть не только потомственный казак, но и представитель другого сословия, если имел на то желание или был зачислен по указу свыше. Ведь кроме родовитых казачьих войск (Кубанское, Донское, Терское, Уральское) в России были т.н. служилые казаки. Они набирались из охочих людей (добровольцев) разных сословий для несения казачьей службы. То же самое мы видим в наши дни: в казачество вступают не только потомственные казаки, но и прочие охочие люди, что вовсе не противоречит традициям служилого казачества.

В 1863 г. войско Башкиро-Мещерское войско расформировали. И теперь оно возродилось, но пока в виде структурного подразделения Оренбургского казачьего войска.

Башкиро-Мещерское войско — пример того, что казачество имело, в том числе, и мусульманскую составляющую. Например, в казачьих полках такого типа служили ногайцы.

Представители мусульманских народов Поволжья и Урала плечом к плечу сражались с православными русскими братьями в Чечне, Таджикистане, Южной Осетии, Сирии, Донбассе. В войне в Донбассе большое значение имел казачий фактор. Из участвовавших в этой войне более чем 40 тыс. российских добровольцев около 19 тыс. были казаками — оренбургскими, уральскими, донскими, сибирскими, волжскими, забайкальскими и т.д.

Возрождённое Башкиро-Мещерское войско, пусть и в формате объединения его потомков, позволит привлечь в казачье движение представителей Башкирии и Татарстана. Казачья идеология, как идеология патриотическая, должна быть инклюзивной, т.е. открытой для включения максимально широких слоёв населения, в т.ч. в конфессиональном плане. К тому же, это никак не противоречит казачьим традициям царского времени. Фундамент и основа казачества — это Православие, но у мусульман России были свои виды казачьих войск с учётом их религиозных особенностей.

Возможно, когда-нибудь в рамках государственной политики по взаимодействию с казачеством будет принято решение о полноформатном возрождении Башкиро-Мещерского войска. И тогда будет задел, откуда этой идее развиваться — со структурного подразделения Оренбургского казачества в Уфе, о котором написано выше.

Башкиры, татары и русские — это народы общей цивилизации и с единой исторической судьбой. Потомкам Башкиро-Мещерского войска есть чем гордиться, и эта слава стоит того, чтобы будущим поколениям её передавали его нынешние бойцы.