От Мазепы до Евромайдана
Максим Купинов

От Мазепы до Евромайдана

Шведы озаботились демократией на Украине

По старой исторической традиции в шведском парламенте заинтересовались украинской демократией. Депутат парламента Швеции Матс Нордберг обратился к министру иностранных дел Анн Линде с вопросом о том, какие меры принимает Стокгольм для поддержки «демократии на Украине». Член партии «Шведские демократы» Нордберг подчеркнул важность необходимости поддерживать «позитивные тенденции» на Украине. Нордберг уверен в том, что соседствующие с Украиной Белоруссия и Россия «все больше отклоняются от демократии и права». Глава МИД Швеции и председатель ОБСЕ Анн Линде недавно ездила на Украину, и Нордберг по такому случаю поинтересовался у нее, какие меры принимает шведское правительство для поддержки Украины в данном вопросе.

Непонятно, правда, какие именно «позитивные тенденции», нуждающиеся в шведской поддержке, обнаружил Нордберг на Украине? Вряд ли перманентный кризис украинской энергетики можно отнести к числу позитивных явлений. И очередной припадок борьбы с русским языком, заведомо безуспешный, также позитивностью не блещет. Обречен он на провал хотя бы и потому, что даже самые свирепые борцы с русским языком зачастую в быту именно его используют, если телекамеры на них не направлены. Разве что военные приготовления Киева шведского депутата могли порадовать. Узаконив присутствие на территории Украины иностранных воинских подразделений (надо понимать – натовских), Киев обеспечил возможность их использования в «в случае чего» в Донбассе, или, по крайней мере, длительного пребывания на территории страны.

Здесь надо вспомнить о том, что еще со времен Карла XII шведы привыкли «заботиться» о нуждах «демократии на Украине» силой оружия. Тогда в качестве «демократов», коих шведам следовало поддерживать, выступал предатель Мазепа с подручными. Принципы «демократизации» сформулировал шведский фельдмаршал Карл Густав Реншильд в письме Карлу XII: «Населенный пункт, в котором совершено нападение на шведский отряд, должен быть сожжен дотла вместе с окрестностями. Жителей деревень, которых вы схватите, при малейшем подозрении в неблаговидных против нас поступках следует повесить, чтобы они боялись и знали, что если нас разозлить, то не будет пощады даже для детей в колыбели. Лучший способ наказания – это уничтожение и сожжение всего в округе и превращение местности в пустыню, чтобы там Вам больше никто не мешал».

Принципы эти при вступлении шведской армии на территорию Украины старательно претворялись в жизнь. Историками Виктором Шестаковым и Юрием Погодой был составлен «Мартиролог малороссийских городов и сел, уничтоженных шведскими оккупантами и предателями-мазепинцами в 1708-1709 гг.». Из мартиролога, который составлялся на основании шведских и русских документов, следует, что, например, в Сумской области по приказу генерал-майора Стакельберга сожгли с жителями село Игнатовку (под Кролевцом), а по приказу Мазепы – село Обтово. Надо отметить, что предатели-мазепинцы отличались особым рвением в расправах над мирным населением и по жестокости зачастую превосходили своих шведских хозяев. В годы Великой Отечественной украинские националисты, на сей раз выступавшие в качестве не шведских, а немецких вооруженных холуев, вели себя так же, видимо, в силу исторической традиции.

Хотя Швеция и не участвовала в войне, шведские добровольцы тоже оказались верны историческим традициям, в рядах войск СС против Красной Армии и советских партизан шведы воевали в том числе и на украинской территории. Так что озабоченность Матса Нордберга поддержкой «демократии на Украине» - это не случайная глупость, а проявление верности все тем же историческим традициям.

Источник