«Молот» снова в строю
Борис Джерелиевский

«Молот» снова в строю

Наследие порошенковского режима вновь востребовано

На украинском национальном рынке вооружений сенсация. Портал Ukrainian Military Pages сообщает что 120-мм миномет «Молот» возвращается на вооружение киевских формирований. Напомним историю этого по-настоящему удивительного оружия. В вину бывшему украинскому главе его соперники чаще всего ставили коррупционные схемы, связанные с военными поставками. Причем, помимо того, что военная техника, вооружение и снаряжение закупались для ВСУ по многократно завышенной цене, часть этих поставок оказывались абсолютно неисправными. В некоторых случаях – смертельно опасными для самих украинских боевиков.

Особенно громкий скандал вышел с минометом «Молот», который почти как третий пулемет Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке» – «в своих, гад, пуляет». Эта замечательная продукция завода, ранее специализировавшегося на изготовлении магнитофонов и бытовой техники, укокошила, только по официальным данным МО Украины, 13 боевиков ВСУ.

Это орудие, «полностью отвечающее стандартам НАТО», было разработано и подготовлено к серийному производству всего за два месяца. Даже при том, что это всего лишь упрощенная копия советского миномета 2С12 «Сани», разработанного в конце 70-х годов в горьковском ЦНИИ «Буревестник», сроки были рекордными, особенно, если учесть, что специализация «Маяка» и его оборудование были очень далеки от выпуска артиллеристских и минометных систем.

Кстати, сам факт создания этой модели вызывал недоумение – на складах, доставшихся Украине от трех советских передовых военных округов остается еще множество «Саней», и никакой острой потребности в почти идентичной системе у ВФУ не было. Это странное решение на Украине объясняли предельно просто - владельцы «Маяка» были близки Порошенко, по другим данным, реальным владельцем завода был именно он, в то время как формальные хозяева были «зиц-председателями», подставными лицами. В любом случае, главным бенефициаром был именно «президент»-кондитер.

Сами боевики оказались не в восторге от новейшего вооружения. На завод регулярно направляли рекламации, в которых самыми мягкими были претензии по поводу облупившейся краски и стремительно ржавеющих стволов и механизмов. У оружия отваливались крепления, предназначенные для буксировки, отказывал прицел, заклинивали механизмы. А самое главное – при ведении огня «Молоты» взрывались, убивая и калеча расчеты. Несмотря на эти эпизоды, минометы еще долго продолжали использовать – Порошенко категорически не хотел терять свою выгоду. Но после того, как «Молоты» «вынесли» почти целый взвод боевиков (13 убитых и более 20 раненых), минометы сняли с вооружения.

И вот теперь они возвращаются! Завод "Маяк" начинает процедуру принятия "Молота" на вооружение. «Мы понимаем всю ответственность, учитывая все, что было с "Молотом" в прошлом», - говорится в сообщении пресс-службы завода, совместно с указанием, что «Маяк» в течение двух лет вел работы по улучшению конструкции. На заводе доработали механизм предотвращения двойного заряжания, использовав в конструкции, кроме стали, бронзу для уменьшения коррозии и отказа механизма предохранителя из-за влияния температуры. Кроме того, была заменена опорная плита на более легкую, которую можно применять и на твердых поверхностях. Доработан механизм колесного хода, амортизаторы были заменены на рессоры, которые считаются более долговечными.

Впрочем, в реальности речь идет скорее о «рестайлинге», поскольку главные изъяны, такие, как низкое качества металла ствола или несовершенство механизма, препятствующего двойному заряжанию, не преодолены. А возвращение в строй этой смертельно опасной для самих минометчиков поделки означает одно: владельцы «Маяка» сумели выстроить новую коррупционную схему, теперь с представителями «Зе-команды». Так что в ближайшее время стоит ожидать новых жертв украинского ВПК из числа боевиков ВФУ.

Кстати, это не первый эпизод возрождения старых «порошенковских» схем при режиме Зеленского. Так, осенью минувшего года стало известно о намерении вернуть в войска другое скандальное вооружение – закупленные еще в 2014 году старые британские бронемашины «Саксон» (Saxon AT-105), списанные из силовых структур Соединенного королевства и назначенные на переплавку. Тогда эта покупка была освещена со всей возможной помпой, как «переход на стандарты НАТО» и, соответственно, «перемога». После закупки 75 бронетранспортеров прошли капитальный ремонт и условную модернизацию на украинских предприятиях. На броневики установили вооружение советского образца: пулеметы ДШК калибра 12,7 мм и ПКТ калибра 7,62 мм. Существовали планы оснастить машины защитными экранами, решетками и тепловизорами, однако был ли реализован этот проект – официально не сообщалось. Кстати, в этих работах принял участие и уже упомянутый «Маяк».

После модернизации техника стала поступать в ВФУ. Однако, выяснилось, что «Саксоны» абсолютно непригодны к боевым действиям. Бронезащита этих машин никуда не годилась. Их проходимость и маневренность не выдерживали критики. Даже грунтовые дороги становились для них серьезным испытанием. Впрочем, даже на асфальте они вели себя не лучшим образом. 10 марта 2015 года, во время движения по трассе Киев - Харьков, один из броневиков врезался в отбойник, а второй вылетел с трассы в кювет и перевернулся. В результате инцидента погиб военнослужащий. «Саксоны» уступали не то, что БТР-80, БТР-70 и БРДМ-2, но даже таким советским реликтам, как БТР-40, БТР-152 и БРДМ-1.

Убедившись в их полной непригодности, украинские военные от них избавились, в 10-й и 79-й бригадах их заменили советскими армейскими автомобилями «ГАЗ-66» и «УАЗ-2206». Примечательно, что уже в 2016 году в Интернете появилась информация о продаже «Саксонов» всем желающим, а также о сдаче их в наем для проведения страйкбольных «битв» и других военно-тактических игр. И вот, осенью 2020 года Министерство обороны Украины вдруг сообщило, что заказало капитальный ремонт бронемашин, изъятых из войск предприятию «Зеленый Гай». Если учесть, что машины в эксплуатации фактически не были, и, скорее всего, никогда не будут (поскольку их невозможно использовать), то можно не сомневаться, что вся эта затея с капитальным ремонтом устроена исключительно с целью получения «откатов» за никому не нужный ремонт.

Источник