«Мимино» против Черноморского Флота
Борис Джерелиевский

«Мимино» против Черноморского Флота

Украинские умельцы превратят Ми-2 в палубный вертолет

Украинский ВПК готовится взять новую высоту. Местные СМИ анонсировали начало работ по созданию новейшего легкого палубного вертолета. Предполагается, что эта сверхсовременная модель усилит береговую авиацию ВМСУ, также ею будут оснащены новые корветы турецкого проекта Ada.

Основой для грозной винтокрылой машины, с помощью которой Киев намерен изменить расклады на Черном и в Азовском морях, станет советский вертолет Ми-2.

Ми-2, запущенный в эксплуатацию в 1965 г., был многофункциональным вертолетом, имея военное и гражданское предназначение. Военная модификация имела на вооружении пулеметы (УПК) и ракеты (НАР С-5). Имелась учебная модификация Ми-2, ставшая «летающей партой» для нескольких поколений вертолетчиков из многих стран.

Вертолет Ми-2 широко применялся в народном хозяйстве для перевозки пассажиров и грузов, опыления полей и даже фигурировал в фильме Георгия Данелия «Мимино». К настоящему моменту этот заслуженный ветеран безнадежно устарел даже в качестве гражданской машины.

Однако украинские конструкторы собираются совершить чудо и, подобно профессору Преображенскому из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова, вдохнуть вторую юность в этого почтенного старца.

Как сообщают СМИ, вертолет получит дополнительное оборудование и механизмы, в том числе складывающиеся лопасти. Предполагается «тотальная цифровизация» всех систем. Кроме боевой «противолодочной» версии планируется выпускать и поисково-спасательную машину. Первый летный образец должен быть построен до конца 2021 г.

По всей вероятности, созданием или, вернее, ремейком этого геликоптера, займется предприятие «Мотор Сич», имеющее определенный опыт в этом направлении. Сама идея модернизации Ми-2 родилась на Запорожье несколько лет назад, еще до мятежа, вошедшего в историю под именем «евромайдана». «Мотор Сич» обладал хорошими двигателями, а на рынке было (и есть) много советских б/у вертолетов. Со своим двигателем АИ «Мотор Сич» участвовал в проекте модернизации Ми-2 в вариант Ми-2М на АО «Роствертол», входящем в состав холдинга «Вертолеты России», но после испытаний тема была закрыта.

О проекте вспомнили после того, как в летне-осенней кампании 2014 г. ВВС Украины понесли тяжелые потери от действий ПВО защитников Донбасса. И в 2015 г. украинские конструкторы представили образец ударного вертолета Ми-2МСБ-В. На легкий вертолет советской разработки навесили блоки неуправляемых ракет и пару автоматических гранатометов, в салоне появился 7,62-миллиметровый пулемет, на хвостовой балке — прикрученная хомутами обойма с тепловыми ловушками.

Стоимость модернизации одного Ми-2 до уровня Ми-2МСБ составляла, согласно официальным данным. $ 4,5 млн. Продолжительность работ по восстановлению и модернизации одного вертолёта составляет около месяца. Согласно данным производителя, модернизация позволяет продлить лётный ресурс вертолёта на 8-16 лет. По этой программе было переделано 11 машин. Одна была передана в нацгвардию, 10 — в ВСУ.

27 марта 2019 г. в районе Чугуева при выполнении тренировочного полёта вертолёт Ми-2МСБ ВВС Украины совершил аварийную посадку. Причиной аварии стал отказ рулевого управления.

В 2018 г. «Мотор-сич» объявила о новой «глубокой модернизации» Ми-2, результатом которой стало появление МСБ-2 «Надия» («Надежда»). Впрочем, «глубина модернизации» вызывает сомнения у специалистов. Винты, втулки и общий облик вертолета не изменились. Рулевой винт все также вращается «по ходу потока» и имеет пониженный КПД. Лопасти вертолета тоже старые. По сути это та же машина с несколько повышенной до 220 км/ч против 200 км/ч на Ми-2 скоростью, увеличенной грузоподъемностью и дальностью полета.

Возможно, что этого достаточно для использования модернизированных вертолетов в качестве спортивных или учебных машин, но для боевого применения они не имеют маневренности, скорости и других характеристик. Просто у «Мотор-Сич» есть проекты по модернизации устаревших вертолетов, и некоторое количество этих машин. Вот и пытается руководство корпорации всеми правдами и неправдами реализовать такой ресурс. Причем, факт использования этих непригодных, даже после модернизации, машин ВСУ и НГУ, наводит на мысль об откатах, полученных руководством этих ведомств.

Коррупционная составляющая проекта по превращению «старичка» в «палубные вертолеты» у специалистов не вызывает сомнения. В частности, украинский военный эксперт Тарас Чмут сообщил о странности «вертолетной» программы, поскольку изначально покупка турецких кораблей для ВМСУ была запланирована лишь на 2030-е годы, когда ресурс даже модернизированных Ми-2 будет исчерпан.

«Это история предательства. Звучит на грани между банальной коррупцией и реальным подрывом, целенаправленным подрывом обороноспособности. Украина покупает турецкие корветы за «сто-пятьсот» млн. гривен, еще непонятно, откуда мы возьмем… Корветы предусматриваются на 3-м этапе 30-35-й годы. Мы резко вносим изменения в концепцию, перемещая корветы с 3-го этапа на 1-й, то есть, до 2025-го, и говорим, что мы порешали с турками, покупаем корветы. Где-то по 250-300 млн. долларов за один…

Ладно, корветы, — отдельная история, но, покупая за «сто пятьсот» миллионов денег корветы, мы не в состоянии купить на них современные вертолеты, которые, фактически, являются чуть ли не половиной противолодочных возможностей корветов, которые в первую очередь, позиционируются как противолодочные корабли. И для этого мы берем советские вертолеты 60-х годов, которые, скорее всего, 30 лет гнили в каком-нибудь ДОСААФе, силами легендарной «Мотор Сич» за «сто-пятьсот» миллионов денег модернизируем их под несуществующую морскую версию для того, чтобы базировать на тех самых новых корветах.

Какая-то крайняя степень маразма или тупой распил денег, когда Минобороны хочет не то, что отмыть, короче, это хуже чем при Януковиче, когда воруют, все видят, но никто ничего сделать не может», - сообщил эксперт.

Конечно, ни о каком маразме речи нет, да и «распил» совсем не «тупой». Проект осуществляется на фоне информационной кампании, посвященной «угрозе с моря» и необходимости «вернуть контроль» над Азовской и Черноморской акваториями. Это является довольно неплохим пропагандистским обоснованием для программы «палубных вертолетов». Конечно, нынешние украинские руководители прекрасно понимают, что досидеть до 30-х годов или даже до 2025 года в нынешнем статусе у них шансов немного. Поэтому они и торопятся как можно быстрее протащить данный проект, тем более, что коррупционная схема с хозяевами «Мотор Сич» уже отработана на поставках Ми-2МСБ в ВСУ.