Фактор Стерненко
Борис Рожин

Фактор Стерненко

Зеленский оказался в политическом тупике


Массовые протесты с требованием освободить убийцу-уголовника Стерненко (что иронично уже само по себе) ярко высветили процессы дальнейшей изоляции и окукливания Зеленского. Растеряв доверие избирателей Юго-Востока и фактически признав невозможность на него опереться, Зеленский последние несколько месяцев (аккурат после провальных местных выборов) усиленно копировал риторику и действия Порошенко, а после завершения борьбы между Трампом и Байденом в Вашингтоне он и вовсе начал стремиться быть большим Порошенко, чем сам Порошенко, в результате чего возникла иллюзия, что вот он – «новый патриотический лидер Украины», который возьмет переходящее знамя из рук Порошенко и поведет «мудрый украинский народ» на борьбу с «российской агрессией». Но иллюзия продержалась недолго – зеленый шарик с коричневым содержанием, который надували Зеленский и его окружение, стремительно сдулся после приговора Стерненко, получив фигуральный хук со стороны нацистов, которые уже традиционно обвиняли Зеленского в работе на Кремль (афера с Медведчуком их ни в чем не убедила), попытках украсть роль у Порошенко, «преследовании патриотов» (в чем и до Зеленского периодически обвиняли Авакова и Порошенко). Если Стерненко – это обычный маргинальный элемент с фашистским и уголовным содержанием, то протесты по этому поводу имели достаточно показательное значение. Зеленскому продемонстрировали, что он для этой публике своим не станет никогда и на эту поляну его не пустят, там уже все занято.

В свое время схожая история произошла и с Ющенко, который при всей своей антироссийской и русофобской риторике также пытался ластиться к националистам и нацистам, но те в конечном итоге сочли, что Ющенко –недостаточно «патриот», предпочтя делать ставку на открытых нацистов, вроде Тягнибока (тем более, что их тогда подкармливала на свою голову «Партия регионов»). Ющенко также сначала потерял всякую поддержку на Юго-Востоке, где его воспринимали как русофоба, а затем на Западе, где его воспринимали как недостаточно русофоба. В итоге Ющенко оставалось пытаться играть в центризм в центральной Украине, конкурируя c различными олигархическими однодневками и паразитирующей там Тимошенко. Итоговые 5% поддержки были закономерным итогом.

Зеленский идет ровно по тому же самому пути. Сначала он лишился поддержки на Юго-Востоке, поддерживая нацистов, насильственную украинизацию, запрет русского языка, войну на Донбассе и внешнее управление Украиной. Теперь же он находится на этапе отторжения на Западной Украине, где он будет пытаться, но не станет своим. В конечном итоге, как и Ющенко, ему останется играть в «патриотизм» в Центральной Украине, опять же конкурируя с Тимошенко и новоявленными олигархическими проектами, а также потенциальными осколками собственной партии, которая неизбежно распадется на несколько олигархических объединений, связанных с Коломойским, Ахметовым, Пинчуком и другим олигархами.

Если на выборы 2019-го года Зеленского двигали, чтобы он понравился всем, раздавая щедрые обещания для доверчивых граждан, то сейчас можно наблюдать таргетированную электоральную работу по отдельным группам населения, с помощью которых политтехнологи пытаются если и не надуть, то хотя бы остановить падение рейтинга Зеленского. Чтобы понравиться той или иной группе, ей надо бросить кость. Атака на Медведчука, помимо устранения политического конкурента, была еще и костью для нацистов, дабы те поверили, что Зеленский лучшечем Порошенкоборется с «врагами Украины». Мол, Порошенко Медведчука не трогал, а Зеленский тронул, посмотрите, какой у нас принципиальный президент-патриот. Порошенко не закрывал каналы Медведчука, а Зеленский закрыл. Порошенко не отбирал у Медведчука нефтепровод, а Зеленский отобрал. Именно по такому шаблону шпарили боты Зеленского между атакой Медведчука и посадкой Стерненко.

И тут вот такая неприятность. Стерненко, который хвастался своей неприкасаемостью (что для украинских нацистов норма), внезапно получает 7 лет по обычной уголовной статье. Разумеется, упоротых ни разу не убедит оправдание, что Зеленский тут ни при чем. Более того, посадка Стерненко выгодна одновременно и Порошенко, и Коломойскому, и Медведчуку, так как она вызвала протесты нацистов (должным образом профинансированных), которые в свою очередь как подрывают попытки Зеленского перебраться на поляну Порошенко, так и разрушают ту медийную картинку «президента-патриота», которую пытались лепить политтехнологи. И поскольку у истории с Стерненко впереди новые суды и апелляции, а также вероятная отсидка, она станет долгоиграющей, с периодическими протестами под лозунгами «Зеленский сажает патриотов», «Зеленский продался Кремлю». Подобные инфоповоды будут возникать периодически, чтобы история не позабылась, а это в свою очередь будет вести к дальнейшей маргинализации Зеленского, который, идя дорогой Ющенко, полностью повиснет на ниточках заграничных кукловодов, которые гарантируют ему внешнюю легитимность при отсутствии внутренней.

Так как в окружении Зеленского это понимают, я бы не исключал, что сейчас начнется давление на суды, чтобы добиться пересмотра приговора, дабы избежать очевидного развития ситуации с превращением истории с посадкой Стерненко в многосерийный сериал, который будет топить рейтинг Зеленского среди нацистов столь же успешно, как сериал про «Голобородько» его надувал.