Аукцион тюремной щедрости
Анна Пономарева

Аукцион тюремной щедрости

Украинский Минюст пообещал продать 25 исправительных заведений

Глава министерства юстиции Денис Малюська продолжает веселить публику, рассказывая о грандиозных прожектах по распродаже мест не столь отдаленных. Так, он объявил о намерении сбыть 25 украинских тюрем. «Где-то 22-25 мы в конце концов и продадим. За какое время – это зависит от нормативного регулирования. Сейчас у нас есть закон о бюджете, которым установлено распределение 70% на 30%. То есть 30% выручки от продажи мы перечисляем в бюджет, 70% – оставляем себе. Если эта норма будет продлена на следующий год, мы будем продолжать и в следующем году и так далее», – фантазировал в интервью «Украинским новостям» Малюська.

Первыми с молотка уйдут пенитенциарные учреждения в Одессе и Львове. По крайней мере, Малюська собирается выставить их на продажу еще до конца марта – начала апреля. А дальше вниманию покупателей будут предложены и другие места лишения свободы. Помимо тюрем, Малюська намерен избавиться и от некоторых СИЗО. Например, часть Лукьяновского СИЗО в Киеве будет переделана под отель (часть оставшихся камер в изоляторе, который еще продолжит работать в ближайшую пятилетку, переоборудуют и сделают платными).

И не беда, что первый аукцион, на котором пытались сбыть с государственных рук Ирпенский исправительный центр №132 под Киевом, с треском провалился. Малюська просил 220 млн гривен (около 580 млн рублей), но потенциальные покупатели посчитали, что овчинка выделки не стоит, и в результате не поступило ни одной заявки. Глава Минюста в тренде нынешней политики Киева. Он не отчаивается (перенес торги на апрель, снизив стартовую цену) и обещает «продавать много», требуя за шкуру неубитого медведя определенные бонусы и сетуя на то, что пришлось выбивать свои проценты на протяжении полугода. До сих пор складывается мало прогнозируемая история с распределением поступлений, жалуется Малюська.

Еще одна сложность – подготовка тюрьмы к продаже. «Куча людей работают несколько месяцев, а у нас нет резервов – мало того, что квалифицированных людей, которые бы знали, как это делать, потому что это раньше никогда не происходило, так и просто физически это гораздо сложнее, чем кажется», – констатирует глава Минюста.

Действительно, то состояние, в котором сейчас пребывают украинские места лишения свободы, наводит жуткую тоску на наблюдателей. И чтобы навести даже самый скромный марафет, понадобится немало средств и сил. Как недавно поведали в Офисе омбудсмена Украины после очередного мониторинга, в Киевском следственном изоляторе (СИЗО), например, среда не соответствуют требованиям национального законодательства. В камерах царит антисанитария, а заключенные спят по очереди или укладываются на полу, если удается. Большинство камер не обеспечены надлежащим искусственным освещением; имеют избыточную зарешеченность окон; стены влажные и покрытые грибком; из-за отсутствия вентиляции и курения в камерахзаключенные лишены возможности дышать свежим воздухом; боксы сборного отделения не отапливаются. Фотографии, представленные правозащитниками, также не для слабонервных и свидетельствуют о тяжких условиях, благодаря которым в стране прекрасно обходятся без смертной казни (получившие многолетний срок зачастую не доживают до выхода на волю), соответствуя хотя бы таким образом запредельным для Украины международным нормам.

Подобная действительность никоим образом не мешает Малюське демонстрировать сказочную картинку о результатах его предпринимательских инициатив. На днях он отчитался о том, что Минюст на платных камерах с улучшенными бытовыми условиями заработал почти 3 млн гривен. Эти средства якобы отправляются на восстановление бесплатных камер. В настоящее время уже обновлено 39 помещений на 280 мест, доложили в пресс-службе Минюста, вызвав заливистый смех у бывалых коррупционеров. Те потемкинские деревни, которые Малюська демонстрирует на своих фото, удивительным образом похожи друг на друга, вплоть до неба за решеткой. Но кто станет обращать внимание на одинаковые облака? Гражданам достаточно представить обстановку показательной камеры для сидельцев, которым не хватает средств заплатить Минюсту, и убедительно поведать об итогах преобразований, уверен великий украинский реформатор.