Возвращение «ландскнехтов»
Владлен Татарский

Возвращение «ландскнехтов»

Война группировок вместо войны государств

Интересный взгляд американских военных теоретиков Роберта Банкера и Ральфа Петерса на войны будущего, высказанный ещё в середине 90-х. – теоретики прогнозируют переход от мировой стабильности к хаосу, который будет происходить по мере распада наций-государств и ослабления мировых гегемонов. Война, как военное столкновение двух государств или блоков государств с определёнными политическими целями, уходитв прошлое. Ей на смену приходит хаос-война в форме столкновения преступных группировок и синдикатов внутри страны и на международной арене. Эти столкновения ведутся не во имя достижения государственной политики, а вокруг социальных и культурных ценностей общества.

Основными действующими лицами этих событий будет «класс новых воинов», что-то типа группировок средневековых ландскнехтов. Петерс допускает, что под контроль этих «воинов» (автор употребляет английское слово «warrior», что переводится как «воин», но в данном контексте имеет смысл перевести его как «боевик») могут попадать целые государства или отдельные их части. В качестве примеров он приводит Сомали, Чечню, Грузию, Афганистан, целые районы Ближнего Востока и Африки, Латинской Америки.

Отступлю от темы и дополню, что очевидцами подобного хаоса мы были в 2014-15 гг. на Донбассе. Хорошо, что это длилось недолго, но, в принципе, теперь понятно, что хаос и война никак не мешали работе ключевых предприятий, приносящих прибыль надгосударственным элитам. Разве что, конечно, это немного усложняло их работу.

Войны эпохи хаоса – это войны с транснациональными террористическими и криминальными группировками, против которых неэффективны обычные государственные структуры, скованные международными договорами и законами внутри страны. Роберт Банкер выдвигает мысль, что противостоять таким группировкам должны частные армии, деятельность которых будет носить неофициальный и закрытый характер («ихтамнет»). Сотрудники этих фирм не будут являться военнослужащими вооруженных сил, поэтому они более свободны в выборе форм и методов действий. Потери таких солдат не будут вызывать в обществе социальную напряженность. Регулярные вооруженные силы будут привлекаться только к широкомасштабным боевым действиям. Все передовые социальные технологии приходят к нам с Запада, с опозданием на 20-30 лет. Лучше поздно, чем никогда.