Чиновников обдерут, как липку
Отдел информации

Чиновников обдерут, как липку

У госслужащих собираются изымать превышающие доходы суммы денег

Борьба с коррупцией в России обрастает все новыми и новыми фактами. Так, правительство внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает внесение поправок в два Федеральных закона — «О банковской деятельности» и «О противодействии коррупции».

Согласно инициативе, можно будет изымать деньги чиновников, если на банковских счетах госслужащих, их жен или несовершеннолетних детей окажется сумма, превышающая официальный доход за последние три года, при этом законность получения средств не подтверждена. Ожидается, что такие меры позволят усилить борьбу с коррупцией. И уже сейчас в пользу государства возможно взыскивать земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства и ценные бумаги, законность приобретения которых чиновники не могут подтвердить.

До сих пор многие помнят историю, когда в 2019 г. ямальский депутат Василий Крюк задекларировал 194 земельных участка общей площадью 359 кв. километров. Это территория, сопоставимая с четырьмя Салехардами (чуть менее 85 кв. километров каждый) или одним островом Мальта (около 316 кв. километров).

Между тем, законопроект внесенный правительством на обсуждение в Госдуму, разрабатывался Минюстом еще в 2019 году. «Спустя два года о нем опять заходит речь в контексте того, что на текущий момент в законодательстве о контроле за доходами и расходами публичных должностных лиц законодатель в силу каких-то обстоятельств не прописал возможность изъятия денежных вкладов. Этот пробел существовал на протяжении длительного времени, но это не мешало прокурорам в рамках уголовных расследований изымать денежные средства», - цитируют СМИ руководителя российского отделения Transparency International Илью Шуманова, по словам которого, российское антикоррупционное законодательство «похоже на лоскутное одеяло, которое ткут и Минюст, и прокуратура, и силовики, и депутаты Госдумы». И в действительности формируется законодательство, «сплошь состоящее из лазеек, которые коррупционеры активно используют». По сути, российская модель контроля за доходами и расходами должностных лиц — «это некая инверсия практики, существующей во всем мире». «Она подразумевает криминализацию незаконного обогащения в соответствии со ст. 20 Конвенции ООН против коррупции. В России законодатель отказывается от такой конструкции и создает альтернативный механизм. Разумеется, создать что-то с нуля сложнее, чем применить практику, которая работает во всем мире. Уходят годы на формирование законодательной, правоприменительной практики, и не обходится без огрехов», - считает эксперт.