Сокрушительный удар по «единству»
Борис Джерелиевский

Сокрушительный удар по «единству»

Погром на Банковой как прелюдия к распаду Украины

Пока со стен офиса Зеленского смывают надпись «лох» и другие граффити, вставляют выбитые стекла и разбитые двери, а Рада обсуждает, как быть дальше, неонацисты анонсировали новую акцию в защиту Сергея Стерненко, которая состоится в день апелляции по его делу, дата которой еще неизвестна. Митинг снова планируют провести на Банковой, и очень высока вероятность того, что они такой митинг проведут. И будет он для украинских властей не менее унизительным, чем уже прошедший.

«Зеленский продолжает катастрофически проигрывать улице. Еще пару таких "спектаклей", после которых никто не будет наказан по всей строгости закона – и он пройдет "точку невозврата". В результате – полностью обнулит себя как символ власти. После чего челенджи активистов (а на самом деле – бездельников и дармоедов на зарплате у "хозяев" и "кураторов") на Банковойбудут с каждым разом становиться все изощрённее и унизительнеедля гаранта. Сегодня они рисуют свастику на двери во дворец к гаранту, а завтра запрутся толпой к нему в кабинет и заставят сыграть... на рояле. Я не шучу», – пишет заместитель главного редактора украинского издания «Страна» Светлана Крюкова, и с этим утверждением не поспоришь.

Происшедший погром сопровождали Телеграм-каналы, которые координировали все действия напавших на офис Зеленского, все выявляло неплохую организацию акции и слаженность штурмовиков, что породило разговоры о заказчиках акции. Большинство украинских экспертов сходится во мнении, что за нападением на Зе-офис стоит Петр Порошенко, который спит и видит, как вернуться в кресло украинского главы. Подобной точки зрения, по всей видимости, придерживаются и на Банковой. Но если этот погром (а также последующие) заказан Порошенко, его будет сложно назвать бенефициаром, даже если Зеленский будет вынужден (после концерта на рояле) покинуть свой пост, поскольку наследовать Порошенко будет просто нечего.

Руководитель Общественной палаты ДНР и участник событий Русской весны на Донбассе Александр Кофман сказал, что, «на данном этапе Украина — это некий гальванический труп, который подпитывается извне и потому еще барахтается». Но кроме подпитки есть еще нечто, что удерживает вместе части этого кадавра. Это – остатки украинской государственности, которые все больше напоминают истлевшую одежду, которая вот-вот расползется и не сможет удержать куски гниющей плоти.

О движении Украины к распаду буквально на днях поведал сторонник евромайдана, украинский философ Владимир Ермоленко в интервью журналу «Країна». «Считали, что при Зеленском будет авторитаризм. Прошел год – и все разваливается, монобольшинства нет, центральной власти все меньше. Местные выборы показали, что теперь каждый мэр – сам себе президент, а власть региональных неофеодалов может быть неограничена. Это опасно. Это приводит и к новой феодализации. Когда заходит слишком далеко, страна распадается. У нас нет предохранителя. Нишу централизованной вертикали заполняют правоохранительные органы. Говорят нашему президенту: я твоя единственная надежда», – добавил Ермоленко. Но, как показало происшедшее на Банковой, «единственная надежда» Зеленского не слишком состоятельна.

Ранее об угрозе распада Украины заявил украинский политолог Сергей Белашко. «Сильные политики со свежей легитимностью на фоне слабого делегитимизирующего центра будут перетягивать на себя полномочия, будут перетягивать на себя ресурсы, будут игнорировать просто указания Кабинета министров, Администрации президента и так дальше. Но это не сепаратизм, это совсем другое явление, его можно назвать как неофеодализм. Это не региональная политика, это будет не на уровне регионов, это будет именно на уровне территориальных общин, в первую очередь, крупных, самодостаточных, начиная с городов-миллионников и заканчивая какими-то успешными муниципалитетами – там, где есть собственные источники доходов, и там, где есть самодостаточные элиты, которые завязаны на эти источники доходов, которые имеют свои амбиции и обладают этим инструментарием муниципального управления», – заявил Белашко.

К этому можно добавить, что помимо экономических и политических причин нарастают культурные и, если угодно, ментальные предпосылки дезинтеграции страны. Отличной иллюстрацией этому стал видео опрос, проведенный журналистом «Страны» Антониной Белоглазовой, которая спрашивала киевлян, как они относятся к героизации Бандеры и Шухевича. Большинство опрошенных заявило о своем резко отрицательном отношении к этим персонажам. Но на вопрос о том, как они относятся к тому, что во Львове и в Тернополе их именами назвали стадионы, почти все ответили, что им это все равно – жители тех мест могут называть у себя что угодно и как угодно, «а нам здесь этого не надо». В этом утверждении ключевым является «у себя»и «они». Киевляне, а также участвовавший в опросе житель Запорожья, обозначили, что не считают Западную Украину частью своей страны, за которую они переживают и несут ответственность. А жители тех мест – для них чужие. Ослабевшая и обесцененная киевская власть будет скоро не в состоянии удержать эти центробежные тенденции.