«Кража» украинского достояния
Анна Пономарева

«Кража» украинского достояния

В Киеве набирает обороты скандал вокруг Русского дома и Тараса Шевченко

Новый повод для анекдота обсуждают на Украине. Местные власти вспомнили о российском культурном центре (Русский дом), который функционирует в Киеве, и призвали его закрыть. И все бы ничего, в духе проводимой русофобской политики, однако повод вызвал истерический смех у просвещенной публики. В Киеве обиделись на то, что во время Международного творческого конкурса «День Шевченко», посвященного 160-летию со дня смерти Тараса Шевченко, виновника торжества сотрудники центра назвали русско-украинским поэтом.

Это какой позор, Кобзаря (как величают Шевченко), которого на Украине чуть ли не причислили к лику святых, украшают его портреты цветами и рушниками, приравняли к москалю, ужаснулись украинцы. А министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко воззвал к Совету национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) тщательно проверить деятельность филиала Россотрудничества в Киеве, потому как работники центра «под маской культурного и научного сотрудничества занимаются распространением российских нарративов и пропаганды по всему миру». И недопустимо связывать фигуру Шевченко с русской культурой и Россией, распалялся Ткаченко, по мнению которого, заявление о «русско-украинском поэте» — это «очередной пример попытки присвоения заслуг украинской и других национальностей». Более того, министр напомнил и о других «кражах» украинского достояния: борща и гениального конструктора Сергея Королева, которого, надо же, называют русским. А теперь в Москве настолько распоясались, что взялись за любимца «Незалежной» Кобзаря.

Ну, не знает министр культуры биографии Шевченко (даром, что учился в одноименном университете), не в его компетенции обременять извилины лишней информацией. А знал бы, то, возможно, нашел бы другую причину для закрытия культурного центра. Хотя и это сомнительно, украинские политические небожители уже давно разучились краснеть из-за регулярно выдаваемых бредовых заявлений.

Но нам-то вспомнить никто не мешает, что Шевченко как-никак большую часть своей жизни прожил в Российской империи, причем не на территории Малороссии, служил в русской армии, практически вся его проза и некоторые стихи написаны на великом и могучем. Он также являлся академиком Российской академии художеств и скончался не где-нибудь, а в столице государства Российского — Санкт-Петербурге. Наконец, себя он называл русином, и именно Шевченко составил «Южнорусский букварь». Но все эти факты, с точки зрения главы культурного ведомства Украины, ровным счетом не имеют никакого значения, что, в принципе, мало кого удивляет. «То, что мы слышим по поводу Шевченко из уст киевских чиновников-«патриотов», — это очередное проявление политического маразма и безграмотности. Это попытка использовать любой повод, чтобы отрицать превалирующее влияние русской культурной среды на Украину, в том числе и на Шевченко, которого по большому счету можно назвать и русским человеком», — цитирует RT украинского политолога Александра Семченко.

Более того, некоторые местные СМИ признали, что сам скандал, безусловно, является пьесой из театра абсурда. И дело не только в том, что Шевченко писал в России и на русском языке, а в том, что проведенная центром акция была направлена на популяризацию украинской культуры. И славословили Кобзаря на этом мероприятии, кто как мог. Но вместо того, чтобы приветствовать подобный реверанс, поскольку больше ни одно государство в мире не провело какого-либо мероприятия, посвященного любимцу Украины, Киев организовал скандал.

Впрочем, обвинять Ткаченко сотоварищи в исключительном невежестве не совсем верно. Не стоит списывать со счетов тот факт, что за любой повод для русофобского кордебалета можно получить неплохой пряник, в том числе от президента Владимира Зеленского, который в последнее время вошел во вкус доказывать всем, что он против всего русского. Так что обижаться на слова о «русско-украинском поэте» — это вовсе не политический маразм, как думают некоторые эксперты, а прекрасный способ для окончательного разрыва гуманитарного сотрудничества с РФ. Поэтому и закрытие Русского дома в Киеве — не за горами, учитывая, что Зеленский, по всей видимости, будет не против воспользоваться своей дубинкой СНБО. И не важно, что центр имеет статус национального культурного представительства еще по договору, подписанному украинским Кабмином и правительством РФ в 1998 году. В Совете национальной безопасности плевали на все договоры с высокой колокольни. Там уже пообещали рассмотреть вопрос о прекращении работы Российского центра в Киеве, если поступит представление от «президента или другого субъекта законодательной инициативы». Ткаченко своим заявлением, кстати, уже внес весомый вклад в раскручиваемое дело. Бить тревогу о борще и «краже» украинского достояния этому министру куда проще, нежели разрабатывать программы развития подрастающего поколения и удерживать талантливую молодежь, которая использует любую возможность, чтобы выбраться из нищей и разоренной кураторами страны.