Урок Александра Кошелева
Алексей Сокольский

Урок Александра Кошелева

Русское миросозерцание в XIX веке наилучшим образом выразили «славянофилы», которых на самом деле заботили не мнимый панславизм и охранение древних обычаев, а пути-дороги России в настоящем и будущем.

«Славянофилов» нельзя числить по разряду националистов в современном нам стиле. Они являлись имперцами и, естественно, защищали интересы «стержневого этноса» Империи — русских, отлично понимая все замечательные и отрицательные черты характера народа. Да чего уж тут скрывать! «Славянофилы» любили русский народ сам по себе — с его недостатками и достоинствами, мечтая с помощью Церкви, образования и улучшения быта, смягчить первые и усилить вторые, в отличие от многих поклонников Западной Европы, грезивших революцией, которая должна была, как кудесник с волшебной палочкой, чуть ли не мгновенно превратить русских в подобие европейцев, соответствующих их идеальным, а часто и иллюзорно-мифическим представлениям.

Образованное общество, питавшее юношество заемными западными идеями, воспринимало «славянофилов» с трудом. Само название «славянофилы», первоначально приклеилось к сторонникам русской самобытности в качестве насмешки, этакого эстетического глума.

«Свет Просвещения грядет на Русь из Европы», - гласил лозунг людей, усвоивших хоть какие-то университетские зады. А поэтому выбраться из западнического идолопоклонческого болота было весьма тяжело, о чем и свидетельствует биография Александра Ивановича Кошелева — выдающегося представителя «славянофильства».

Юные годы

Александр Кошелев родился в старинной дворянской семье 21 мая 1806 года, то есть, 215 лет тому назад. Его отец Иван Родионович Кошелев получил образование в Оксфордском университете, был вхож в высшие круги Российской Империи, потом впал в немилость, отошел от службы, и старался проживать либо в имении, либо в Москве, занимаясь историческими изысканиями, совершенно не желая посещать столичный Санкт-Петербург.

Мамой Саши была вторая жена Ивана Родионовича — крещеная француженка Дарья Николаевна, урожденная Дежарден. Именно она, а не отец, занималась воспитанием сына.

Впрочем, родителя мальчик потерял очень рано. И.Р. Кошелев скончался в 1818 году. Деньги у семьи имелись, и мать постаралась дать Александру достойное домашнее образование. Среди его учителей оказались и профессора Московского университета.

Гуманитарная склонность ума Кошелева выяснилась очень рано. Ему легко давались языки, и он вполне хорошо знал три «живых» иностранных языка: английский, французский, немецкий и два «мертвых»: древнегреческий и латынь.

Попечение о племяннике взял на себя Родион Александрович Кошелев, находившийся в приятельских отношениях с Императором Александром Павловичем. Мировоззрение Р.А. Кошелева сформировалось под влиянием масонства и западного мистицизма. В поездках по Европе Родион Александрович познакомился со Сведенборгом и Сен-Мартеном, чему сам придавал немалое значение. В остальном же он был человеком вполне русским, и о нем Александр Иванович Кошелев всегда вспоминал с сердечной теплотой.

После «нашествия двунадесяти языков» на Россию в 1812 году, молодые люди в поисках истины перешли с французской философии на немецкую. Не избежал этого модного поветрия и Кошелев, вступивший в кружок «Общество любомудров».

Встречи и расставания, находки и разочарования

От преклонения перед Западом Кошелев отошел под влиянием Алексея Степановича Хомякова — основателя «славянофильства». Пытливый мозг Александра Ивановича не мог заставить его поверить во второсортность России.

Дядя Родион Кошелев попытался обеспечить своему родственнику, закончившему экстерном Московский университет, карьерную протекцию. Но вот продвижение по служебной лестнице у А.И. Кошелева не задалось. Зато Александр познакомился с великими деятелями русской культуры и литературы. Кошелев вспоминал: «Особенно я любил В. А. Жуковского, который ко мне был очень расположен… По вечерам я встречал у него Крылова, Пушкина, бар. Дельвига и других; беседы были замечательны по простоте и сердечности. Сам Жуковский, хотя жил в Петербурге и к тому же при дворе, поражал чистотою своей души».

В 1831-1833 гг. Кошелев находился на дипломатической службе за границей, но это никак не повлияло на его любовь к Отчизне.

Женившись в 1835 году, Александр Иванович оставляет чиновничью службу и превращается в добропорядочного помещика. Хозяином Кошелев оказался рачительным. И, обитая в сельской местности (он прикупил себе имение в Рязанской губернии), наш «славянофил» приходит к выводу, что крепостное право необходимо отменять, так как оно унижает достоинство человеческой личности и тормозит развитие русской экономики.

Состояние Кошелева неизменно росло. Он приобретает новые имения и старается вводить там все лучшие достижения сельскохозяйственной науки. Для крестьян барин строит школы и храмы. Одновременно, Александр Иванович попытался подвигнуть других дворян выступить за отмену крепостного права, но понимания не встретил, и получил в ответ набор из ненависти и отчуждения.

При правлении Императора Александра II Кошелев подавал свой проект отмены крепостного права, но одобрения не дождался. Крестьянскую реформу 1861 года Александр Иванович счел слабой, но признал ее, как один из вариантов разрешения проблемы.

В 1851-1852 гг. Кошелев принял активное участие в выпуске «Московского сборника» — программного издания «славянофилов». В своей статье, размещенной там, Александр Иванович утверждал: «Мы водворяем в себе роскошь Запада, его безнравственность, его холодность к религии, его умничанье, а не понимаем, что это лишь больные побеги дерева просвещения. Нам следует не перенимать у Запада, а изучать его; мы должны не бросаться на плоды его образованности, но вникать в самую эту образованность с тем, чтобы отделять в ней все доброе от худого, пользоваться первым и устраняться от последнего».

Так говорил Кошелев!

Кошелев, веря в Россию, как и другие «славянофилы», отлично видел и внутренние проблемы. Об этом он говорил вплоть до своей смерти в 1883 году. Ему принадлежат горькие слова: «Не законы и не люди у нас особенно плохи, а беда в отсутствии разумной, законной, живой и согласной деятельности в распоряжающихся лицах».

Александр Кошелев здесь выступает против косности русского чиновничества, неумения его организовать работу.

Сторонник Самодержавия и искренний монархист Кошелев ратует за соборность в государстве и внедрение настоящего местного самоуправления. Ему также очевидно, что на Россию надвигается грубый материализм вкупе с атеизмом, неся раздор в обществе и народе. Александр Иванович, осмысляя опыт кровавых европейских революций и деградации народной жизни, понимает, что они же угрожают и Российской Империи. Он не собирается молчать: «Даже в Европе, в странах по преимуществу торговых и промышленных, начали беспокоиться и толковать о том, что преобладание материальных интересов над прочими человеческими потребностями вредно, что поклонение одному полезному не только для людей не полезно, но даже погибельно, и что необходимо для человека и для государства иметь, кроме вещественной пользы, иного руководителя в его делах. Неужели мы обратимся к задам Европы, чтобы грустным, тяжким опытом дойти до убеждения, к которому теперь приходит Европа?».

Преодоление гибельного вектора в развитии России Кошелев находит в усилении самобытности и укреплении Русской Церкви. Он утверждает, что «всякий народ, и в особенности всякое племя многочисленное, Богом одаренное значительными умственными, нравственными и физическими способностями и уже успевшее основать могущественную империю, должно выработать свой особенный общественный и государственный быт, свои воззрения и убеждения и, пользуясь тем, что уже узнано и сделано народами, предшествовавшими ему на пути общего человеческого развития, вложить и свою лепту в общую человеческую сокровищницу.

В этом убеждении особенно утверждало так называемых славянофилов то, что славянское племя и русский народ в особенности сохранили в себе, в большей по возможности чистоте, учение Христово, превратившееся в католичестве в слепую, чуждую разума веру, а в протестантстве — в рассудочный без живительной веры, хотя и не бездейственный, толк о Боге и об отношениях к нему людей».

Попробуйте опровергнуть актуальность высказываний А.И. Кошелева для России XXI века? Не выйдет. И не признает этого только упоротый любитель Запада или скрытый враг нашей державы.

У Кошелева и русской имперской мысли есть чему поучиться, братья и сестры! Если, конечно, мы желаем России полноценного бытия, а не прозябания на задворках истории.