Мухаджиры, Болгария и Россия
Олег Горностаев

Мухаджиры, Болгария и Россия

Не умно изображать мухаджиров на службе у турок благородными героями

Адыгский (черкесский) вопрос периодически вновь всплывает в информационном пространстве. Тема переселения потомков адыгских мухаджиров, покинувших Российскую Империю в XIX в. после завершения Кавказской войны, приобретает политический тон и используется недругами для очернения России.

Признавая излишнюю бюрократизицию процедуры получения российского гражданства, разделяя недовольство представителей зарубежных адыгов медлительностью российских госучреждений, всё же отметим, что сторонники массового переселения зарубежных адыгов в Россию смотрят на вещи весьма упрощённо.

Руководитель Правозащитного центра Кабардино-Балкарии Валерий Хатажуков заявляет, что зарубежные адыги могут обойтись в России без знания русского языка, поскольку их родной язык (адыгский) является государственным на территории Адыгеи, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии (!).

«…Знание русского языка для репатрианта совершенно не обязательно в этих условиях. Это противоречит конституциям наших республик и Конституции России, которая признаёт эти языки государственными в этих республиках», - утверждает Хатажуков.

Задавал ли Хатажуков себе вопрос: где будут работать тысячи и тысячи не владеющих русским языком заграничных адыгов, которых он мечтает переселить на Кавказ? Они что, все будут ютиться всю жизнь в крохотных республиках? Ведь без русского языка им будет невозможно трудоустроиться за их пределами, да и в республиках обойтись без русского вряд ли удастся. К тому же не следует преувеличивать степень владения зарубежных адыгов родным языком. Многие ассимилировались в странах проживания.

Основным резервуаром адыгов-переселенцев является Ближний Восток, особенно Сирия. На 2018 г. в России находилось 9,1 тыс. сирийских граждан, сбежавших от войны, в т.ч. адыгов.

Адыгские активисты в России и за рубежом требуют от Москвы распахнуть российские границы для всех адыгов, проживающих не в России. Проживают они в Сирии, Иордании, Ливане, Израиле, Турции и т.д. Их массовый бесконтрольный приезд нарушит этнокультурный и экономический баланс в таком неустойчивом регионе, как Северный Кавказ. А когда это произойдёт, те же адыгские правозащитники будут упрекать Россию в том, что она не обеспечила переселенцам безопасность и экономические возможности для самостоятельной жизни.

Адыгская тема — не только про адыгов. Это про политику, потому что эту тему давно оседлали Вашингтон и Лондон. Желание адыгов вернуться на родину предков можно понять. Нельзя только понять их нежелание жить в других регионах России, кроме Северного Кавказа. Ведь жили же они столетиями вдали от земли предков, почему не хотят жить пусть и не на земле предков, но гораздо ближе к ней? От Иордании или Ливана до Адыгеи или Кабардино-Балкарии дальше, чем от некоторых регионов России, но адыги в эти российские регионы ехать не хотят.

Не конструктивной является позиция тех адыгских активистов, кто огульно обвиняет Россию в истреблении адыгского народа, а самих адыгов изображает мирным благодушным народом. Цель подобных инсинуаций — возбудить в народе ненависть и воспользоваться ею в своих интересах.

Из Российской Империи эмигрировали на Ближний Восток не все адыги. Те, кто остался, сохранили родной язык, получили со временем свои национальные республики и адыгский язык в качестве государственного (г-н Хатажуков не даст соврать). Если Россия учинила геноцид адыгов, почему не «загеноцидила» тех, кто остался на её территории? Почему поддерживала развитие национальных языков?

В XIX в. адыгских эмигрантов турки использовали в колониях Османской империи для расправы над покорённым населением. Адыгским мухаджирам пришлось участвовать в османской агрессии против болгар, сербов, армян, курдов.

В Болгарии из адыгов формировали отряды башибузуков, расселяя в турецких сёлах между болгарских сёл. Такая манера позволяла оккупационной османской власти поднимать башибузуков в ружьё, если в болгарских сёлах намечалось антиосманское выступление. Башибузуки (и адыгские мухаджиры среди них) жили по соседству с болгарами на болгарской земле, но жили в состоянии войны и безжалостно расправлялись с соседями по приказу турецкого командования.

Болгарская классическая литература содержит немало свидетельств жестокости мухаджиров. Вот цитата из романа Ивана Вазова «Под игом» об Апрельском восстании 1876 г.: «…С холма…спускались черкесы, знаками приказывая беглецу остановиться. Перед черкесами бежало несколько гончих собак. Известно, в те печальные дни карательные отряды, состоявшие большей частью из черкесов, имели при себе гончих собак, приученных бросаться на людей и выслеживать их, как дичь».

Возвращение башибузуков после разгрома болгарских повстанцев Вазов описывает так: «Теперь орда-победительница шла со знамёнами, с трофеями, с добычей — каждый тащил, сколько мог, на себе, остальное везли на телегах, бесконечной вереницей тянувшихся сзади. Стараясь облегчить свою ношу, башибузуки напялили на себя всё наиболее ценное из одежды, награбленной в несчастной Клисуре. И теперь вид у этого кровожадного сброда был и страшный, и смешной. Орда походила на карнавальное шествие в азиатском вкусе. Несмотря на томительную жару, многие вырядились в богатые женские жупаны, украшенные рысьим мехом. Иные башибузуки — быть может, желая поглумиться над христианами — надели на себя церковные облачения из золотой парчи, похищенные из клисурских церквей».

Село Батак Пловдивского района — это болгарская Хатынь 1876 года. Село долго держало осаду башибузуков и окрестного турецкого населения. Большая часть защитников погибла, остальные жители сдались в плен. Агрессоры безжалостно перебили пленных, село сожгли дотла. С тех пор слово «батак» означает по-болгарски «гиблое дело».

Перуштицу называют болгарской Сарагоссой (испанский город, подвергшийся кровавому штурму и расправе наполеоновских полчищ и польских легионеров в 1809 г.). В мае 1876 г. Перуштица оборонялась от башибузуков и турецких войск. Часть руководителей обороны заперлись в церкви вместе с семьями. Опасаясь попасть в плен и подвергнуть свои семьи бесчеловечным пыткам (турки и мухаджиры милостью к противнику не отличались), они совершили коллективное самоубийство. Перуштица была стёрта с лица земли.

Учитывая выше процитированные факты из истории османского ига в Болгарии, со стороны русофобски настроенных адыгских активистов не совсем умно изображать мухаджиров на службе Османской империи благородными героями.