Водопровод против диктанта
Олег Вырубов

Водопровод против диктанта

Пока «Россотрудничество» пьет чай, американцы уводят у России союзников

C 2008 года в России функционирует ведомство, ответственное за «мягкую силу» нашей державы на международной арене. Это агентство «Россотрудничество». У него неплохой бюджет, представительства по всему миру… и результаты активности, выглядящие, вежливо говоря, спорно.

Как показывают собственные отчеты Россотрудничества, типичным способом продвижения интересов России на мировой арене являются культмассовые мероприятия — провели диктант, телемост, праздник — и остались горды собой. При этом организация имеет недурные апартаменты в столицах и мегаполисах тех стран, где она работает, и представители «Россотра» на местах не выглядят как люди истомленные беспрерывной борьбой за репутацию Родины.

В самой идее такого органа нет ничего дурного, это совершенно естественная идея. В США работает аналогичная структура — USAID (Агентство по международному развитию). Конечно, у американцев совершенно не те бюджеты, что у нас, но они и работают широко. И все же сравним, чем заняты USAID и «Россотрудничество», на конкретном примере. В качестве материала для опыта возьмем Армению. Закавказская республика не является приоритетным направлением для США, а вот у России это наоборот, один из немногих союзников, член политических альянсов, возглавляемых РФ, страна, которую связывает с Россией многое: от экономических связей и до крупной диаспоры. Итак...

В 2020 году американцы работали в Армении по множеству направлений сразу. В частности, одной из ключевых линий стала такая банальность как водоснабжение. В селе Ехегнут в долине Арарата около двадцати лет вода подавалась по ржавым трубам, загрязненная, и часть ее терялась по дороге. При помощи американцев в селе отремонтировали и частично построили заново водопровод, возвели насосную станцию, установили счетчики. В итоге 2200 человек получили круглосуточно доступную питьевую воду, возможность поливать ею огороды — в общем, полноценное снабжение. Та же история — в Араташене, селе на 3200 жителей. При помощи американцев заменили 10 км трубопровода, построили насосную станцию.

Вода была не единственным направлением работы. Для 25 инвалидов провели 12-недельный курс обучения жизни с расстройствами, причем выпускники получили право подавать заявки на на должности сотрудников и стажеров в центрах, которые будут заниматься наставничеством, информированием людей о правах и возможностях для инвалидов, правозащитой и тому подобными функциями.

Наука и обучение? Пожалуйста. Осенью в Армении запущен национальный научно-исследовательский и учебный центр, для которого USAID предоставила мебель и оборудование. Причем этим дело не ограничилось — USAID участвует в работе этого центра над реформами законодательства, политической аналитикой и т.д. Центр влияния? Да, разумеется, но польза от него очевидна и для местной элиты, и для бизнеса, и для населения.

USAID свела туроператоров из США и Армении: представители армянских фирм посетили США, а 12 североамериканских операторов из турфирм США и Канады посетили Армению. Американцы приехали с конкретной целью — понять, как можно отладить и поставить на поток туристические поездки американцев в страну.

Сельское хозяйство? Неожиданно, но и здесь американцы постарались. Отдельный проект для фермеров из Тавушского района посвящен обучению местных крестьян производству вина и сухофруктов. На рыбном хозяйстве в Армавирском районе в это же время внедрили новые технологии водопользовнаия для более экономного расхода воды. И т.д. и т.п. Судя по программе USAID в Армении, можно подумать, что это государство—ценнейший союзник США в регионе. В результате множество людей, от ереванских хипстеров до крестьян из глухих окраинных районов, живет с мыслью, что США — это источник помощи, поддержки, инвестиций, да и просто друзья страны.

Тем временем, что же предпринимает «Россотрудничество» на этом же направлении? Не волнуйтесь, список будет не слишком длинным. Русский дом в Ереване дарил учебники русского языка (и не только) школам, передавал новогодние подарки воспитанникам детского дома, организовывал встречу представителей российских вузов и ЗАО «ВТБ-Армения» по вопросу трудоустройства выпускников, повышал квалификацию преподавателей русского языка как иностранного и рекламировал образовательные программы российских вузов.

Обо всем этом нельзя сказать, что это плохо или неважно. Но почти вся остальная деятельность «Россотрудничества» в Армении свелась к проведению конкурсов, викторин вроде «Этот интересный русский язык», мероприятий типа «Рождественских чтений» и тому подобных околокультурных затей. Ужасно то, что мы сравниваем деятельность американцев в стране, которая для них является глубоко периферийной, и россиян, в одном из самых близких для нас государств. И итогом этого сравнения становится понимание, что американцы почти мимоходом внедряют свои гуманитарные программы глубоко и системно, а о деятельности главного гуманитарного органа России в той же сфере, в той же критически важной стране, можно сказать, что вроде бы мы не совсем забросили направление.

Год назад в «Россотрудничестве» в очередной раз сменилось руководство. Главой агентства стал Евгений Примаков. Предыдущие руководители раз за разом погрязали в скандалах, каждый раз оказывалось, что реальная польза от «Россотрудничества» не столь уж очевидна. Новый руководитель должен был встряхнуть ведомство и перейти от «дипломатии чаепитий» к чему-то более конкретному и внушительному.

Очень прискорбно осознавать, что изменения, если они есть, нужно отыскивать под микроскопом.

России жизненно необходима хорошая репутация среди народов и политиков иных стран, мы должны предлагать не только действия армии и флота, кредиты и строительство АЭС, но и искренний интерес, участие и конкретные шаги навстречу обществам, с которыми наша страна работает. Иначе не стоит удивляться, когда у нас эффектно и непринужденно угонят очередного союзника. Горько об этом говорить, но между покровителем, способным помочь построить водопровод и покровителем, способным провести диктант, выбор очевиден. И он будет не в нашу пользу.