Академия духа
Игумен Кирилл (Сахаров)

Академия духа

День открытых дверей в Сретенской семинарии

В субботу, 5 июня, в актовом зале Сретенской семинарии состоялось общение председателя Учебного комитета Московского Патриархата протоиерея Максима Козлова со всеми интересующимися обучением в этой семинарии. В президиуме вместе с отцом Максимом были помощник по воспитательной работе семинарии иеромонах Зосима (проректором по воспитательной работе является наместник обители иеромонах Иоанн) и проректор по учебной работе Константин Муратович Джосаев. Все присутствующие на встрече, а также следящие за ней по интернету, могли задать интересующие их вопросы. Семинария появилась на базе Высшего монастырского училища, открытого трудами о. Тихона (Шевкунова) (ныне митрополит Псковский и Порховский).

Есть решение Синода о преобразовании семинарии в академию. Выпускникам выдается диплом государственного образца. Если Московские духовные школы можно назвать «большой кельей прп. Сергия Радонежского», то Сретенскую семинарию-академию — большой кельей священномученика Иллариона (Троицкого).

В Сретенке царит добрая семейная атмосфера. Исповедь для студентов обязательна раз в неделю, а причащение не менее одного раза в две недели. У каждого курса имеется духовник, кроме того, у каждого студента есть свой духовник, а также индивидуальный наставник. Студенты присутствуют на ночной Литургии, совершаемой ежемесячно. Имеются свое издательство и интернет-сайт. Опекает семинария колледж инвалидов и Дом престарелых. В Рязанской области есть подшефный интернат. Совершаются паломнические поездки, в частности, на Русский Север и в Херсонес. Запомнилась роспись в актовом зале — справа поля, а слева морские пейзажи. Знакомили с разными направлениями в обучении — в частности, на миссионерском отделении готовят «способных реагировать на вызовы современного общества в соответствии с Преданием Церкви».

Семинария находится внутри монастыря — таким образом, студенты принимают участие в монастырских службах. Недавно принято решение, что в семинарию могут поступать и женщины, но без проживания на ее территории. По понедельникам, средам и пятницам к 7 часам утра студенты приходят на братские молебны. После завтрака в течение получаса они выполняют различные послушания, в частности, по уборке территории. Ежедневно прослушивают четыре лекции — три до обеда и одну после обеда. Студенты принимают участие в практических занятиях по психологии и психиатрии в Центре психического здоровья. Занимаются правкой текстов богослужебных книг в учебных целях — без внесения результатов работы в канонические тексты. Практикуется и написание богослужебных текстов, особенно в службах Новомученикам.

Более 2-х часов продолжалась экскурсия по семинарии и монастырю. Проводил её послушник Иоанн. Проводил не формально, что называется, от души. Экскурсия была чрезвычайно насыщена различной информацией. Прошлись по аудиториям — каждая из них имеет своё предназначение и даже наименование. В аудитории «Русская литература» запомнились слова экскурсовода о том, что у Михаила Булгакова дед был священником, а отец — преподавателем Киевской духовной семинарии, и что роман «Мастер и Маргарита» вполне укладывается в русло православного богословия.

В аудитории «Античность» на полках стен были разные античные изделия — шлемы, кувшины и т.п. Конечно, это копии, «чтобы студенты не разбили». Интересна аудитория под названием «Византия». Как известно, владыка Тихон очень интересуется, в частности, причинами её угасания (у него есть фильм на эту тему). В этой аудитории можно видеть картину собора Святой Софии в Константинополе со свечами вместо минаретов.

Впервые услышал о такой параллели: Пётр I, подобно Константину Великому, устроил новую столицу — Санкт-Петербург. Произошло это ровно через 250 лет после падения Константинополя. Большую фреску с изображением Воскресения Христова экскурсовод назвал идеальной.

Запомнилось ещё, что среди выпускников семинарии 3 архиерея, что все выпускники записаны в специальном синодике, читается Неусыпаемая Псалтырь — студентами ночью, а братией днём. На стенах лестничных проёмов множество изображений новомучеников — напоминание о том, что на территории монастыря была тюрьма НКВД.

Основан был монастырь в конце XIV века. В Смутное время здесь находились руководители народного ополчения. Монастырский собор был на реставрации. Была возможность посетить только небольшой подземный храм в честь Воскресения Христова. Здесь находится копия Туринской плащаницы. На ней можно видеть нерукотворное изображение мужчины с бородой, ростом 1м 75 см. Просматриваются отверстия от гвоздей, но не на ладонях, как можно видеть на иконах, а на запястьях. Видны следы от тернового венца — всего 11 отверстий. Место от удара копьём — оно поразило сердце и лёгкое и «абие изыде кровь и вода». Никаких красителей на Плащанице не обнаружено. Всё это невозможно объяснить с рациональной точки зрения. По словам нашего экскурсовода, «убеждённость в подлинности Плащаницы у православных в большей степени, чем у католиков».

Вошли в крестильный храм — первый ярус собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских. Крестильный храм посвящён святому Иоанну Крестителю и 12 Апостолам. Первая Литургия на большой паперти собора была совершена в феврале 2017 г. Освящали собор 25 мая этого же года Патриарх и 23 архиерея. Строился собор 3 года — только на деньги от церковных сборов и на средства жертвователей.

В прошлом году в летнее время, в разгар эпидемии, Литургии также совершались на паперти — причащалось до 500 человек.

В нижнем храме можно было видеть купель — уменьшенную копию баптистерия собора Святой Софии в Константинополе. Купель украшена мозаичными символами четырёх евангелистов. На дне — изображение рыбы (по-гречески рыба — ихтис — аббревиатура слов Исус Христос Сын Божий Спаситель, с амальгамой Альфы и Омеги).

В храме совершаются крещальные Литургии по чину, составленному известным современным литургистом о. Михаилом Желтовым (на этой Литургии опускается ектенья об оглашенных, так как оглашенных уже нет — они приняли крещение).

Поднимаемся в верхний храм. На стенах лестничного пролёта — изображения пророков с цитатами их изречений на русском языке. Иллюстрации евангельских притч, в частности, о званных на брачный пир. Здесь можно видеть «творческое дополнение» — изображение книжника, которого призывает Ангел — напоминание для студентов. Ещё изображение Ангела, который взял за руку пустынника, а у того— ноль реакции, стоит как столб. Смысл: посты, молитвы и прочие духовные упражнения — только средства, а не самоцель.

Верхний храм оформлен в византийском стиле, здесь воплощена идея открытого пространства. Одноярусный иконостас, в котором находятся изображения основателей обители митрополита Киприана и прп. Ефросинии Московской, святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского — покровителей, соответственно, владыки Тихона (в крещении Георгия) и строителя монастыря.

В алтарной апсиде большое панно с изображением Воскресшего Христа, причащающего новомучеников. Пол из итальянского мрамора с витиеватыми орнаментами. Кафедра для чтеца — лицом к народу он произносит тексты и возглашает начало стихир.

Благодаря 20 микрофонам всё, что поётся и читается в храме, слышно в каждом его уголке. Закончилась экскурсия у раки с мощами священномученика Иллариона. Из рассказа экскурсовода мы узнали, что родился святитель в семье священника на территории современной Тульской области. Кроме него в семье было 3 брата и 2 сестры. Все братья пострадали в годы лихолетий.

По поводу событий т.н. первой русской революции 1905-1907 гг., когда и в Духовных школах были брожения, владыка писал: «Наша богословская школа променяла белые ризы богословия на грязные лохмотья революции». Церковь стала восприниматься как место для удовлетворения религиозных потребностей, а не как богочеловеческий организм, приводящий ко Христу — такое понимание было утрачено.

Архиепископ Илларион критиковал синодальную систему, при которой Церковь воспринималась как часть государства, ассоциировалась с ним, а в действиях государства не всё было безгрешно. Он был горячим сторонником восстановления патриаршества и лично поддерживал кандидатуру митрополита Тихона (Белавина). Знал 5 языков. Ему не было и 30 лет, когда он стал и.о. ректора Московской Духовной Академии. Из всех его работ наиболее известна книга о Церкви.

Экскурсия была очень познавательной — у меня даже мелькнула мысль: есть ли смысл поступать в эту без 5 минут академию, когда после экскурсии почти всё уже известно (это, конечно, преувеличение). Не удивлюсь, что Сретенка в рейтинге Духовных учебных заведений занимает или займёт 1 место.

Сравнивая то, что я увидел и услышал здесь с тем, что было во время моей учёбы в Московских Духовных школах я, безусловно, отдаю предпочтение первой.

Конечно, я учился в советское время, в 80-е годы прошлого столетия — годы т.н. застоя. У нас не было таких великолепных возможностей, такой технической оснащённости, таких благоприятных условий для проживания. Не было такой органичной связи с монастырём и такого плотного духовного попечения студентов.

38 лет я являюсь насельником Данилова монастыря. Здесь нет в такой степени, как в Сретенской обители, масштабной просветительской деятельности. Себя я условно, по крайней мере, по устремлённости интересов дерзаю причислять к той корпорации, которая именуется «учёное монашество». Находясь в Даниловом монастыре, я, в частности, был библиотекарем, постоянно читал. На экскурсиях общался с интересными людьми. Несколько лет неофициально посещал занятия в аспирантуре (они проходили на территории монастыря в здании ОВЦС).

Да, здесь, в Сретенской обители, наверное, в меньшей степени, чем в Даниловом условий для безмолвного жития, но зато больше возможностей для просветительской деятельности.

Единственный, пожалуй, минус, который я отметил про себя — это то, что жара здесь сильно даёт себя знать. В этом плане территория нашего храма (это единственная в центре столицы старинная усадьба) в большей степени привлекательна.