«Новая Пруссия» из Малой Азии, ее союзники и враги
26 июня 2021 года почти синхронно произошли два события, которые вряд ли стоит оставить за пределами нашего внимания, ибо, в конечном итоге, они отзовутся и на внешнем, и на внутреннем положении России.
Что произошло? Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган торжественно открыл строительство канала «Стамбул», который должен стать параллельным и альтернативным традиционной транспортной водной артерии между Мраморным морем и Черным — проливу Босфор. В этот же день президент Азербайджана Ильхам Алиев в бакинском дворце «Гюлистан» заявил, что его страна планирует реформу Вооруженных сил с их переоснащением новой техникой и увеличением численности.
На первый взгляд, связь между этими двумя фактами не кажется столь уж очевидной. Но это не так, если не забывать о концепции «Великого Турана», выдвинутой и нежно оберегаемой Эрдоганом. В июньской Шушинской декларации, подписанной лидерами Турции и Азербайджана на территории Карабаха, прямо было заявлено о взаимных союзнических военно-политических обязательствах двух государств.
Можно смело утверждать, что в ближайшие 10-20 лет Азербайджан должен превратиться в точку «сборки» «Великого Турана». Эрдоган и Алиев это четко понимают.
Но вернемся к каналу «Стамбул». Большинство экспертов обеспокоено тем, что данный объект полностью перечеркнет конвенцию Монтрё (1936) о статусе проливов Босфор и Дарданеллы, ограничивающую проход в Черное море, прежде всего, военных и гражданских судов нечерноморских стран. Канал «Стамбул» снимет эти запреты для кораблей НАТО и сломает талассократическую стабильность в зоне всего Причерноморья. Естественно, о такой негативной возможности раньше всех заговорили российские политики. Однако создается впечатление, что они живут в каких-то мифических реалиях, где соблюдается международное законодательство, а Турция является добропорядочным соседом.
Международное право спокойно и тихо скончалось после 1991 года, когда мир стал «однополюсным» при всеобщей гегемонии Соединенных Штатов. Международное право имело хоть какое-то значение, когда его соблюдение обеспечивали две великие державы: Россия (под псевдонимом СССР) и США (под ником «Великая Демократия»), противостоящие друг другу, и торжествовала поговорка: «Добрым законом и мощной армией можно сделать больше, чем просто добрым законом».
Международное право уже неоднократно было похерено при погроме Сербии, уничтожении Ливии, вторжениях западных стран Афганистан и Сирию, свержении Януковича на Украине и при введении многочисленных санкций по откровенно надуманным и идиотским поводам. Кроме того, США за последние 30 лет очень легко отказывались от соблюдения ими же подписанных договоров. А НАТО совершенно наплевательски относилось к своим обещаниям, данным «под горячую руку» Горбачеву и постсоветским элитам.
Надо зарубить себе на носу — из конвенции Монтрё Турция выйдет в любой момент, сочтенный подходящим, и вне зависимости от постройки нового морского объекта. Кстати, а какие этические или международные правовые принципы помешают перекрыть Эрдогану проход российских кораблей через Босфор и Дарданеллы или пропустить дополнительное число натовских военных посудин в Черное море? Их нет.
А антироссийские решения всегда можно легко оправдать и получить поддержку от США и ЕС. Турция пока не делает этого, исходя из своих тайных и явных соображений. Отметим, что в российском руководстве далеко не все оказались настроены благодушно к иллюзиям международной правовой системы. Приход России в Сирию произошел не от огромной любви к Башару Асаду, но по причине весьма прозаической — срочно потребовались военные базы в мягком подбрюшье Турции, в том числе и военно-морская. Впрочем, имелись и иные мотивы, но для понимания нашей темы они вторичны.
Современная Турция (лепящая «Великий Туран») живо напоминает… Пруссию XVIII-XIX вв., занимавшуюся склеиванием Германской империи под шумок борьбы крупных европейских держав между собою. Пруссаки где-то потихоньку что-то завоевывали, где-то кого-то уговаривали, а потом разгромив Францию, при Бисмарке создали Второй Райх. Турция занимается тем же. И боюсь, что Российской Федерации уготована судьба Франции времен Наполеона III.
Канал «Стамбул» необходим самой Турции для переброски морским путем военных сил из Средиземного моря и обратно, в случаях локальных вооруженных конфликтов, скажем с Грецией, Россией, Грузией и т.д. Эти конфликты Турцией уже запланированы, но отложены на некоторое время, так как не созданы окончательные условия для победы в них.
А «Великий Туран» Эрдоган планирует создать за счет России и против России. Ну, не будет же продвигать туранскую идею турецкий президент далеко на юг, в арабские страны или же в Иран и Афганистан. Движение вероятно только через Кавказ в Среднюю Азию, в Крым и на Украину, на русские территории, где проживают и тюркоязычные народы. Не исключено, что и часть Европы Эрдоган планирует подстегнуть к «Великому Турану». Но это совершенно отдаленная перспектива.
Закавказье с помощью Азербайджана Турция почти полностью закрепила за собой. «Робкие грузины» уже отдали Аджарию (пусть не формально!) туркам. Избавившись от российского присутствия в Батуми, Грузия помогла себе на горе внедрится там Турции. Но какой же близорукой была в 2004 году российская политика, позволившая грузинам свергнуть Аслана Абашидзе в Аджарии! Именно тогда Турция получила весь спектр возможностей для свободных действий в Грузии.
Судьбы Грузии и Армении (после поражения в последней войне) решаются ныне не в Тбилиси и Ереване. Баку и Анкара набрались терпения и готовы окончательно разрубить «Закавказский узел» ради своей пользы. Им осталось лишь дождаться серьезного международного кризиса, когда США, ЕС, РФ и КНР будут заняты более важными делами.
Пока же Азербайджан и Турция налаживают контакты с Туркменией. И усиление военной машины Азербайджану требуется не только для противостояния с Арменией. Надвигается борьба за каспийскую нефть и влияние в Средней Азии. Турции здесь удобно работать через Азербайджан.
Скажем прямо, Эрдоган и Алиев — целеустремленные и волевые государственные деятели, а их планы рассчитаны на долгую стратегическую игру. И замысел «Великого Турана» отнюдь не видится этаким легковесным проектом. Для его реализации уже все делается здесь и сейчас. И он возможен только на развалинах России.
К президентам Турции и Азербайджана претензий нет. Они ведут обычную военно-политическую борьбу, которой занимались и до них многие державы во все века. Вопрос в ином: «Есть ли у России стратегия, желание и нормальный инстинкт самосохранения, с учетом вызова «Великого Турана»?»
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках