Черная метка талибам
Николай Севостьянов

Черная метка талибам

Афганистан в воронке террора

26 августа в Афганистане произошел один из крупнейших терактов за последние годы. В ходе серии взрывов, устроенных «Вилаятом Хорасан» (афганское отделение запрещенного в России«Исламского Государства») погибло больше 110 человек, в том числе 13 американских морпехов и 28 бойцов«Талибана». Остальные – местные жители, которые пытаются всеми правдами и неправдами прорваться в аэропорт – единственные ворота во внешний мир.

При этом цифра далеко не окончательная. Раненых – больше 150 человек, и многие – очень тяжелые. Учитывая состояние местного здравоохранения и нехватку врачей, для многих это приговор. У американцев тоже много 300-х, не менее 10 военнослужащих находятся в критическом состоянии.

На фоне чудовищных кадров с разорванными телами, которые облетели весь мир, вновь пошли разговоры о том, что такого позора у США еще не было, что даже Сайгон теперь выглядит, как образцовая эвакуация, и, вообще, все мы наблюдаем конец американской истории.

Это не так. Ведь сами Штаты совершенно не пострадали. Что такое 13 морпехов для державы, которая всё еще остаётся доминирующей? Это даже не комариный укус, просто картинка.

Вот кто действительно пострадал, так это лично Байден, но его для того и обрабатывают нафталином, выставляя напоказ перед публикой, чтобы он собирал на себя весь негатив, накопившийся за последние десятилетия. Этакий генератор ответственности, который будет ассоциироваться с отложенными последствиями тех войн, которые вели американцы в XXI веке. Чем-то похоже на Кириенко, которого поставили премьером аккурат под объявление дефолта, чтобы снять вину с политических тяжеловесов.

Также это серьёзный моральный удар по«Талибану». В последние недели я много говорил с афганцами, которые остаются в стране, и абсолютно все соглашались, что«Талибан»– это не сахар, но лучше уж такая власть, чем бесконечная кровь и вечная война. И талибы активно этим пользовались, раздавая инвестиционные предложения, и заявляя о новой эпохе. Многим казалось, что единственная проблема – это Панджшер, но и она в конечном счете разрешится.

Теперь эта иллюзия рухнула. С точки зрения безопасности в Афганистане ничего не изменится. Более того, не могло измениться. Слишком много игроков, слишком много фракций, слишком много тех, для кого«Талибан»недостаточно радикален и недостаточно глобален. По большому счету, 40 лет войны в Афганистане, а это была одна война, просто менялись внешние акторы, почти всегда шли по одному сценарию: в Кабуле появлялась власть, и очень скоро Кабул превращался в осаждённую крепость, независимо от числа контролируемых провинций. Есть серьёзные шансы, что и талибов чаша сия не минует. И хотя пока почти весь Афганистан «закрашен» в один цвет, ближневосточные конфликты уже приучили нас к тому, что контроль на бумаге очень далёк от контроля на земле.

А вот у американцев с контролем всё в порядке – он никуда не исчезнет. Выводя контингент, Вашингтон избавляется от издержек и расходов. Реальный контроль – это возможность уничтожить любую цель, объявив её законной. Ведь Байден сказал именно это, что он уже дал приказ нанести удар по объектам ИГ. Получается, что либо объекты итак были известны, но их не бомбили, либо данных об этих объектах не было, а значит, как и все последние 20 лет, бомбить будут «то, что нужно», либо то, что придётся, как американцы бомбили свадьбы, больницы и похоронные процессии.

И, конечно же, всё произошедшее – это очень серьёзный месседж для руководства талибов, наглядная иллюстрация того, как будет вылядеть их правление в случае «неправильной ориентации» и недоговороспобности. Например, если«Талибан»откажется от планов опосредованной инфильтрации Средней Азии. Поджигайте российское подбрюшье или будете гореть сами – дилемма выглядит именно так. А значит Москву в любом случае ждут очень серьёзные проблемы. И решать их за нас никто не станет.