Борьба за российский газ
Алексей Зотьев

Борьба за российский газ

Украина требует международных гарантий

Строительство трубопровода «Северный поток — 2» полностью завершено. Об этом 10 сентября сообщил Алексей Миллер. Газопровод состоит из двух ниток труб длиной порядка 1200 км. Совокупная мощность двух ниток «Северного потока — 2» – 55 млрд кубических метров газа в год.

Всеми правдами и неправдами геополитическим соперникам России удалось оттянуть момент завершения трубопровода на полтора года, но уже в ближайшие дни полностью достроенный газопровод будет введен в эксплуатацию.

Первым государством, которое отреагировало на данную исключительно позитивную новость, ожидаемо стала Украина. Руководство данной, некогда дружественной нам, страны настаивает на том, что введение в эксплуатацию нового трубопровода прямо угрожает национальной безопасности Украины.

Украина также настаивает на закреплении на бумаге международных гарантий в случае злоупотребления РФ газопроводом «Северный поток — 2», о завершении строительства которого было объявлено накануне. Об этом 10 сентября заявил глава Офиса президента Украины Андрей Ермак на конференции YES Brainstorming.

«И во время встречи с федеральным канцлером Меркель, и во время визита президента Зеленского в Вашингтон мы действительно услышали, особенно от американской стороны, о конкретных шагах, которые будут предприняты в случае, если наступит «час Ч». Но мы все же ждём, что это ляжет на бумагу», — сказал Ермак.

О каком «часе Ч» говорит Ермак, и чем новый газопровод, призванный в первую очередь обеспечить энергетическую безопасность целого ряда стран Евросоюза, может угрожать Украине?

Руководство Украины довольно последовательно продвигает концепцию, согласно которой Россия строит «Северный поток — 2» исключительно для того, чтобы в дальнейшем, переключив транзит газа на другую ветку, напасть на соседнюю страну без каких-либо последствий для собственной экономики. Якобы только необходимость в осуществлении транзита газа через территорию Украины не позволяет сделать России опрометчивый шаг и аннексировать соседнее государство.

Ну и, исходя из официальной логики украинского руководства, сразу по окончании действия договора на транзит газа через Украину, в 2024 году, Россия нападет на соседнюю страну.

На самом деле официальный Киев откровенно лукавит. Сегодня все разумные люди понимают, что если бы Россия чисто гипотетически планировала напасть на Украину, то лучшим временем для данной акции был 2014 год. Следовательно, руководство Украины опасается не нападения России, а чего-то совсем другого.

Все очень просто. Украине нужны российские деньги – деньги, поступающие от «государства-агрессора». И тот же самый Зеленский, который буквально на днях с высокой трибуны вещал о том, что «российский газ является самым грязным», рассуждая о том вреде, который российское топливо наносит экологии, сегодня не представляет, как Украина будет жить после того, как российский газ пойдет в Европу по другой трубе.

Транзит российского газа через Украину давал официальному Киеву сразу две возможности. Первая – это возможность зарабатывать. Вторая – возможность выцыганивать себе скидку на газ, который нужен стране для покрытия внутренних потребностей, спекулируя на зависимости России от украинского трубопровода.

После прекращения транзита через украинскую трубопроводную систему руководство Украины потеряет возможность торговаться в вопросе цены на газ и будет вынуждено покупать топливо по тем ценам, по которым Россия продает газ в Европу. А платить полную цену официальный Киев не привык, так как начиная с 1993 года руководство Украины всеми правдами и неправдами добивалось определенных льгот, делая это исключительно благодаря некой зависимости России от украинского газопровода.

Причины постоянных обращений Украины к международному сообществу кроются отнюдь не в высокой вероятности российской агрессии, а сугубо в экономических факторах. И сама суть данных призывов весьма абсурдна. Украина требует, чтобы консолидированный Запад заставил Россию пользоваться устаревшей украинской транзитной сетью и платить за это существенные денежные средства. А почему бы еще не попытаться заставить Россию централизованно и в гарантированных объемах закупать украинские чугунные сковородки?