Кто пройдет в Бундестаг?
Алексей Сокольский

Кто пройдет в Бундестаг?

«Горячий сентябрь» для Германии и России

На Германию надвигаются очередные выборы в Бундестаг. 26 сентября решится, кто завоюет сердца избирателей и получит наибольшее количество депутатских мест, а также кому доведется возглавить правительство этой страны, придя на смену Ангеле Меркель.

Впрочем, сенсаций не ожидается. По предвыборным опросам лидируют три силы: блок ХДС/ХСС, социал-демократы и партия «зеленых». Процентный разброс между ними невелик, разница находится примерно в пределах статистической погрешности. Любая из этих трех партий может отхватить самый большой кусок от депутатского торта. Однако ни одна из них не в состоянии сформировать большинство в парламенте без поддержки иных политических организаций. Победитель, кто бы им не оказался, вряд ли получит более 25-27% голосов избирателей, а его главные соперники прихватят только чуть-чуть меньше. По крайней мере, таковы прогнозы экспертов и аналитиков.

Правда, ныне сложившаяся ситуация значительно отличается от той, что была еще в январе 2021 года. Тогда уверенно лидировал по всем опросам конгломерат ХДС/ХСС с 36% сторонников, СДПГ имела лишь 13%. Сейчас между ними примерное равенство, причем с небольшим перевесом у социал-демократов, 26% против 23%. Третья партия — «зеленые» пик популярности прошла в мае, когда за нее собирались отдавать голоса 25 процентов избирателей, а, по сентябрьским прогнозам, «экологисты» набирают что-то около 17% поддержки. Впрочем, цифры скачут в зависимости от того, кто проводит социологические исследования и опросы. Поэтому и следует говорить о статистической погрешности где-то в 3-5%.

Особенностью парламентских выборов в Германии является то, что хотя люди и голосуют за определенные партии, они обращают особое внимание на личности тех, кого выдвигают в качестве претендента на кресло канцлера.

По настоянию Меркель блок ХДС/ХСС своим лидером обозначил Армина Лашета, явного сторонника уходящей в отставку канцелерин. Лашет в самом блоке не очень-то популярен, хотя и представляет Христианско-демократический союз, то есть старшего партнера в политическом объединении. Если бы не Меркель с ее авторитетом среди однопартийцев, то Лашету лидерство не светило бы. Гораздо популярнее и харизматичнее его Маркус Зёдер, премьер-министр Баварии и глава ХСС (Христианско-социального союза), базирующегося в этой крупной и процветающей южно-германской земле. Зёдер формально поддерживает Лашета, но слишком холодно и прагматично, так что нельзя счесть его помощь существенной.

Кстати, Армин Лашет сам поспособствовал падению рейтингов своей партии. Его неумение держать себя перед телекамерами привело к скандалу. После катастрофического наводнения в Германии, Лашет вместе с президентом страны Франком Вальтер-Штайнмайером посетил город Эрфтштадт. Когда президент обратился к спасателям и пострадавшим со словами: «Ваша судьба разрывает наши сердца», Армин Лашет соизволил весело рассмеяться. Все это попало в соцсети и вызвало резкую критику этого кандидата в канцлеры и премьер-министра земли Северный Рейн-Вестфалия, на территории которой и находится Эрфтштадт.

У социал-демократов ситуация складывается гораздо благополучнее. Их претендент — Олаф Шольц ведет себя достойно, в партии по его кандидатуре имеется полное согласие. И он как раз и сумел переломить через выступления, дебаты, встречи с избирателями, негативное мнение в отношении СДПГ, которое столь еще было сильно в начале 2021 года.

Третий значимый кандидат в канцлеры — это «зеленая» Анналена Бербок, сторонница феминизма, агрессивного глобализма, защитница ЛГБТ и мигрантов. Ей всего 40 лет, что для современного политика в Германии возраст практически юный. Ей благоволит «прогрессивная» молодежь мегаполисов. По сути, Бербок — типичная «пустышка», но за ней стоят большие деньги структур небезызвестного магната Сороса и глобалистские СМК (средства массовой коммуникации). Скандал с плагиатом подкосил возможности Бербок, но списывать со счетов ее нельзя. В конце концов, у нее проклевывается весьма реальный шанс уж если и не стать канцлером, то войти в коалиционное правительство и возглавить министерство иностранных дел ФРГ.

За границами битвы «большой тройки» находятся две партии: АдГ («Альтернатива для Германии») и «Левые». Хотя АдГ считается правоцентристской, а «Левые» являются наследниками немецких коммунистов, несмотря на разнородность во взглядах на внутреннюю политику, во внешнеполитических делах эти политические группы имеют много общего. АдГ и «Левые» — евроскептики и сторонники дружественных связей с Российской Федерацией. По опросам данные партии могут получить около 10-15% голосов и повлиять на формирование правительственной коалиции.

Кроме того, в Бундестаг должна пройти Свободная демократическая партия (СвДПГ). Ее лидер Кристиан Линднер популярен, а СвДПГ может приобрести что-то около 10-13% голосов.

Немецкие выборы, безусловно, волнуют Россию. Мы с Германией тесно связаны экономически. Одна эпопея с «Северным потоком-2» чего стоит! Твердая позиция Германии позволила достроить данный газопровод, который ей нужен.

Приход к власти Бербок наверняка обрушит все нормальные взаимоотношения РФ и ФРГ. Эта дама будет выполнять заказы, полученные от Сороса. И все ее заявления отнюдь не настраивают на розовые грезы. Без всякого сомнения можно утверждать, что Бербок полезет во внутренние дела России, особенно в части проталкивания «прав» ЛГБТ и «защиты» «ценностей свободного мира». Но выигрыш этой дамы маловероятен, хотя и исключать его нельзя.

Между Армином Лашетом и Олафом Шольцем для России предпочтения нет. Это опытные политики, блюдущие интересы Германии, не очень самостоятельные, достаточно прагматичные. Курс Ангеле Меркель ими будет продолжен и отличия найдутся только в нюансах. С ними вполне можно иметь дело и договариваться. Вопрос в другом. Любому из них придется создавать коалиционное правительство, ибо после сентябрьских выборов однопартийный кабинет кажется абсолютной утопией. ХДС/ХСС и СДПГ сейчас и находятся в совместном правительстве. Они могут продолжить сотрудничество и дальше. Но при отказе нынешних партнеров от формирования коалиционного правительства, в раскладе придется учитывать «зеленых» и три более слабые партии: СвДП, АдГ и «Левых».

Вхождение в коалицию «зеленых» автоматически будет означать, что России стоит ждать неприятностей от новой власти. Останется лишь определить меру их.

СвДП особо РФ вредить не желает. Ее приход в коалицию вполне допустим. Но вот желать успеха на выборах 26 сентября нам важно для АдГ и «Левых». Чем больше они наберут голосов, тем лучше. Любая из этих партий в любой коалиции — это шаг на сближение интересов Германии и России.

Поэтому 26 сентября следим не за главными игроками на политическом поле ФРГ, но за «вторым составом».