Злой рок Русской армии
Владлен Татарский

Злой рок Русской армии

К чему приводит потеря боевого опыта

“Для каждой войны надо вырабатывать особую линию стратегического поведения, каждая война представляет частный случай, требующий установления своей особой логики, а не приложения какого-либо шаблона”, – как-то сказал русский военный теоретик А. А. Свечин.

Наша беда – быстро забывать свой же собственный боевой опыт. Все войны – разные, однако есть универсальные вещи для любой войны. Вообще, спор о том, имеет ли боевой опыт решающее значение или можно обойтись без него, давно идёт в Сети, каждый приводит различные аргументы.

Например, Германия после победы над Францией в 1871 году не вела войн аж до Первой мировой, и германская имперская армия вообще не имела никакого боевого опыта. Русская армия воевала с Турцией в 1877-78 гг, окончательно покорила Среднюю Азию, и воевала с Японией, это помимо, как сейчас бы сказали, миротворческих операций в Иране и Китае. Тем не менее русской армии не удалось нанести ни одного крупного поражения германской армии за всю войну, а Восточный фронт считался второстепенным.

Кто-то возразит, что перечисленные войны и тактически, и технически были другими, однако принятие решений в реальной боевой обстановке, поведение под обстрелом, оказание помощи раненым, маскировка – это опыт, который несомненно остаётся с тобой в любой войне. Тем более, что японская сухопутная армия строилась по типу германской, и наши генералы могли иметь представление, что у немцев на уме.

За десятки лет ничего не поменялось. Опыт никто не систематизировал и не изучал должным образом. В 1995 году российская армия штурмовала мятежный Грозный. Понесли большие потери, и, казалось бы, к 2000 году, опыт должен остаться и запомниться. Тем более, что опять приходится штурмовать тот же город.

“Все, кто раньше перебежал, уже заняли круговую оборону в промежутках между сараем и забором и ждали остальных. Через минуту с шумом вломилась следующая группа.

- Значит так, командир роты, - Малофеев повернулся к ротному, - вот таким образом и пойдем вперёд. Как думаешь, подполковник? - Неожиданно обратился командующий к начальнику артиллерии.

- Я согласен. Такими мелкими группами и нужно просачиваться вперёд, но группы должны идти на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы могли помочь тем, кто попадет в засаду, да и наращивать усилия будет удобнее и оперативнее.

Малофеев повернулся к командиру роты: - Давай вытягивай своих на себя, сюда. Мы сейчас с тобой и с нашей группой пойдем вперед, а взводный пусть встречает остальных здесь, и потом они двигаются за нами, понял?”

Это фрагмент из воспоминаний Бориса Цехановича о втором штурме Грозного. Только после нескольких безрезультатных атак начальство догадалось просачиваться вначале мелкими группами, а не идти колоннами. Казалось бы, прошло всего лишь пять лет с предыдущего штурма города…

Потеря боевого опыта – это какой-то злой рок русской армии, который надо пресечь хоть в каком-нибудь поколении.