«Мать Майдана» в Москве
Борис Джерелиевский

«Мать Майдана» в Москве

Итоги визита Нуланд в Россию

Поездка заместителя госсекретаря Виктории Нуланд в Москву весьма взволновала и встревожила Киев. Причины этих переживаний таковы: мадам Нуланд поехала «договариваться с Путиным» (хотя российский президент не удостоил ее встречи, да и не собирался этого делать) и, разумеется, насчет Украины, с которой имя «Мамы Майдана» неразрывно связано, полагают в украинском экспертном сообществе.

И украинские политологи совершенно справедливо думают, что любые компромиссы, о которых собирается договариваться представитель Госдепа, будут достигаться США исключительно за счет Украины, интересами которой Вашингтон всегда готов пожертвовать.

Так, украинский политолог Руслан Бортник предполагает, что американцы готовы пойти на уступки по Украине, чтобы получить гарантии невмешательства России в разгорающийся американо-китайский кризис.

«Позиция США до последнего времени была в том, чтобы использовать украинский кризис как инструмент сдерживания и торпедирования России. Сейчас, возможно, эта позиция поменялась. Возможно, США готовы постепенно поменять свой подход на фоне кризиса с Китаем, на фоне того, что там грядет война за Тайвань и других кризисов.

Сейчас стороны зашли на второй виток, прощупывая позиции друг друга, изучая возможность для нового компромисса. Но этот компромисс, конечно, для Украины сегодня не будет легче», - полагает эксперт.

О том, какими именно могут быть американские уступки, рассказал в эфире телеканала «Наш» политолог Валерий Клочок. Он предположил, что американцы могут согласиться на включение в Нормандский формат ЛДНР. По его мнению, Нуланд поехала именно для этого, о чем и говорит ее встреча с Дмитрием Козаком, «отвечающем за Украину». Клочок указал: «Это не произойдёт так быстро, может пройти полгода или год, поэтому весь этот процесс и начался. Поэтому для меня визит Нуланд в Россию является таким началом».

В реальности ситуация для Киева еще хуже, поскольку ни о каком компромиссе по Украине между США и Россией не может быть и речи. Совсем недавно аналитики из числа отставных сотрудников Госдепа констатировали, что «украинские» взгляды Москвы и Вашингтона диаметрально противоположны и никакой перспективы для их сближения нет, и потому украинская тема должна быть удалена из американо-российского дискурса, чтобы облегчить возможность достижения договоренностей там, где они могут быть заключены.

И это действительно так – в настоящий момент у Москвы сформировались четкая позиция по Украине и конкретный план действий по Донбассу. А Вашингтон не имеет никакой приемлемой для Москвы альтернативы. Ни на какие-либо «разводки», ни на «продажу воздуха» Кремль не станет реагировать.

Компромисс по украинскому вопросу невозможен, зато вполне вероятны американские уступки по нему, являющиеся частью какой-то другой, более глобальной сделки. То есть Вашингтон может пожертвовать чем-то на Украине, чтобы получить что-то в другом месте, превратив ее в некий обменный актив. И вполне вероятно, что именно этого и пыталась добиться Нуланд.

Впрочем, маловероятно, что она в этом преуспела – договороспособность США крайне невелика, о какой-то преемственности и долгосрочности в проводимой ими политике тоже говорить не приходиться. Как, впрочем, и о добросовестности и ответственности американского руководства.

Все это прекрасно понимают в Кремле, и потому договоренности с США в последние годы носят ситуационный и краткосрочный характер. Например, пропуск через контролируемый США участок воздушного пространства Сирии штурмовиков ВКС для удара по действующим под патронажем Анкары террористам, атакующих курдов. Но подобные соглашения достигаются в рамках рабочих контактов военных двух стран или в рамках телефонных переговоров глав государств или их помощников.

А что до визита Нуланд, то по косвенным признакам можно предположить, что пока что она в Москву «скаталась конем», и единственным достижением стало то, что с ней, вообще, согласились разговаривать.