Вера Детковская

Казнить, нельзя помиловать

В США казнен «убийца номер один», раскаявшийся бандит, так и не признавшийся в убийстве, за которое, собственно и был казнен, Стэнли «Туки» Уильямс.

Туки, на протяжении 25 лет ожидавший решения своей судьбы, успел за это время раскаяться и написать несколько книг о том, что жизнь бандита – дорога в ад. Гонорары за свои произведения он направлял в им же основанный детский фонд. Туки девять раз выдвигался на соискание Нобелевской премии мира, но каждый раз его кандидатура отвергалась.

Под прошением о помиловании расписались тысячи людей, множество известных в США актеров Голливуда, ученых, политиков и бизнесменов. Однако, 12 декабря Арнольд Шварценеггер, губернатор Калифорнии, отказался подписать документы о пересмотре меры наказания, и Стэнли Уильямс был казнен.

Самая развитая пенициарная  система в мире, как позиционируют свой способ организации системы исправительных учреждений США, выдала немалый парадокс. Живой пример афроамериканского бандита и убийцы, повернувшего против своих убеждений, а Туки был именно убежденным преступником, идейным, развившего общественный резонанс и обратившего внимание на рост преступности среди молодежи. Почему же республиканец и терминатор Шварценеггер не пошел навстречу мировой и американской общественности? Только ли потому, что Туки не захотел признаваться в совершенном (или нет?) убийстве в 1979 г.? Потому, что он требовал от Соединенных Штатов публичного признания в расовой нетерпимости и фальсификации следствия над чернокожим бандитом? Ведь, казалось бы, все предъявляемые к преступнику в современном демократичном обществе требования были выполнены теперь уже покойным Уильямсом.

Смертная казнь, оборвавшая жизнь преступника, вызывает множество диспутов в нашей стране. Высшая мера наказания оправдывается поборниками «справедливости» в качестве эффективного превентивного профилактического средства. Однако ж, сколько пользы обществу США мог принести Туки, живой пример действенности пенициарной системы? Скольких подростков, отвращенных от преступной стези, не досчитаются Штаты после вчерашней казни? Сколько людей, ставших было на путь исправления, махнут рукой на так называемую «честную жизнь» по «двойным стандартам»? Сколько отчаявшихся мужчин и женщин в очередной раз горестно махнут рукой в телевизор вечное «врете вы все»?

За смертью маленького человека Стэнли Уильямса стоят миллионы жизней простых американцев, о которых так заботится правительство Буша. Стоит ли возмездие одному отрицающему свое преступление чернокожему такой цены?