Петр Иванченко

Россиянами будут управлять роботы

Заведут ли на младенцев электронное досье? 16 ноября у стен здания Госдумы собрались несколько сотен представителей православной общественности. В этот день в российском парламенте должны было состояться второе чтение законопроекта «О персональных данных», внесенном Правительством РФ. Этот документ никак нельзя отнести к разряду рядовых или «рутинных». Об этом, в частности, свидетельствует и скандал, вокруг него разгорающийся. По мнению ряда экспертов, принятие данного закона изменит жизнь не только каждого жителя нашей страны, но и ее внешнеполитический статус. Целью законопроекта, как следует из пояснительной записки, является создание общих унифицированных требований к сбору, хранению, использованию, раскрытию и предоставлению персональных данных физических лиц во всех сферах, где они используются. Иными словами, разговор о придании законного статуса системе персонального учета населения (СПУН) и приведении ее в соответствие с некими международными стандартами (для чего это делается, объясним чуть ниже). Инициатива исполнительной власти напрямую связана с распоряжением Правительства РФ №748-р от 9 июня 2005 года. Этот нормативный акт утверждает концепцию создания системы персонального учета населения, в рамках которой появляются регистры населения с персональными данными граждан конфиденциального характера, где каждому гражданину и записи о нем присваивается уникальный идентификационный номер - идентификатор персональных данных (ИПД). Этот идентификатор – «электронное имя» - является ключом к электронному досье гражданина, в котором, как предполагают, собирается вся информация о нем - биометрические данные, сведения о религиозных и политических убеждениях, сексуальной ориентации, увлечениях, о родственниках, и многое другое. Концепция СПУН не ограничивает перечня этих сведений. "Уникальный идентификационный номер присваивается гражданам при регистрации рождения (с это момента и начинается формирование досье - прим. П. И.). Номер служит основой для оказания гражданам интегрированных услуг на основе использования принципов «электронного правительства», - утверждается в Концепции. Таким образом, реализация данной концепции ставит вопрос о фактической замене обычного правительства «электронным». Следовательно, после ее утверждения, последует разработка и концепции «электронного правительства». Информационная система в рамках СПУН рассматривается основной ролевой единицей (наряду с «гражданином» и «государственным служащим»), имеющей доступ к персональным данным. Роль же госслужащего с момента превращения всего населения в «электронное», в конце концов, будет сведена к минимуму и в дальнейшем упразднена за ненадобностью. Подобные тенденции, понятное дело, порождают множество вопросов, и, прежде всего, правового характера. Начнем с того, что в нарушение Конституции и Гражданского Кодекса гражданин будет вынужден приобретать свои права и обязанности не под своим именем, а под номером - ИПД. Как известно присвоение номера (или цифрового кода) человеку, является не имеющим срока давности преступлением против человечности, осужденным Международным военным трибуналом в Нюрнберге. Как известно, ранее создание и ведение досье допускалось только в отношении уголовных или государственных преступников, теперь же эту меру предлагают распространить на всех без исключения граждан, включая младенцев и дряхлых стариков. Это обстоятельство позволяет утверждать, что СПУН нарушает основные права и свободы человека (такие, как свобода совести, право на неприкосновенность частной жизни), и противоречит ряду статей Конституции РФ. На днях разыгрался очередной скандал - в розничной продаже появились компакт диски с базами налоговой службы по налогоплатильщикам. Ранее все компьютерные рынки столицы были завалены аналогичными базами других федеральных ведомств и служб. Учитывая уровень коррупции в нашей стране, нет никакого сомнения, что и базы СПУН, как только они будут созданы, станут «достоянием гласности». Более того, специалисты однозначно утверждают: даже самая совершенная компьютерная система не может гарантировать абсолютной защищенности хранимой в ней информации от несанкционированного доступа и злонамеренного использования. Как уже говорилось выше, СПУН, по сути дела изменяет и систему управления и государственной власти, предусмотренную Основным законом РФ (в котором об «электронном правительстве» не сказано не слова»). Что уже, надо сказать «попахивает» государственным переворотом. Примечательно, что внесение законопроекта «О персональных данных» (а вероятно и решение № 748-р) инициировано подготовкой к ратификации конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных». Название конвенции подобрано в духе известной оруэловской антиутопии, поскольку главную угрозу «физическим лицам» представляют именно сами «системы учета», создаваемые в соответствии с этим документом. Именно в связи с участием в этой конвенции и предусматривается приведение отечественных систем учета в соответствие с международными стандартами. Какая в этом необходимость? Ответ очевиден - национальный СПУН станет частью мировой системы учета населения, и доступ в нее получат не только российские чиновники. Между прочим, один из протоколов к конвенции Совета Европы предусматривает создание наднационального органа с контрольными функциями по отношению к правительствам стран - ее участницам. Таким образом, мы видим, что данные документы ставят под сомнение суверенитет нашей страны. Внедрение единого номера ИПД создает предпосылки для интеграции всех ведомственных баз в единую распределенную систему и открывает в будущем ничем не ограниченные возможности расширения целей использования конфиденциальных данных населения. Такая автоматизированная система учета и контроля с возможностью автоматической идентификации кого угодно, всегда и везде, неминуемо превратиться в кибернетическую систему тотального управления людьми надгосударственными структурами при трансграничном обмене данными. Таким образом, на наших глазах предпринимается попытка построить систему новых правовых отношений, основанных не на том, что гражданин выступает как субъект права от своего имени, а на том, что человек становится пронумерованным объектом жесткого управления строящейся мировой киберсистемы, становится гражданином не своей страны, а «нового мирового порядка». Разработчики СПУН утверждают, что их система поможет в борьбе с международным терроризмом и преступностью, поможет обеспечить безопасность страны. Между тем, зарубежные правозащитники, в чьих странах внедряются аналогичные системы, уверены, что любой халифат, или же, например, Афганистан времен талибов, и даже Кампучия «красных кхмеров» покажутся образчиками свободы по сравнению с создаваемым новым обществом, которое все чаще именуют «электронным концлагерем». Разработчики отечественной системы отдают себе отчет в том, что сегодня сбор, хранение и использование персональных данных осуществляется незаконно, о чем прямо сказано в пояснительной записке к Концепции СПУН. Вероятно, понимают они и то, какое отношение в обществе может быть к данной программе. Наверное, поэтому в СМИ поступает самое мизерное количество информации о правительственном решении, Концепции, о законопроекте. Хотя, конечно, столь серьезный документ требует всестороннего общественного обсуждения, а возможно даже и вынесения на всенародный референдум, как это принято в демократических правовых государствах. Но, похоже, те, кто лоббирует этот законопроект, предпочитают действовать иначе. Между тем, избежать огласки не удалось. Законопроект вызвал негативный отклик Русской Православной Церкви, тысяч граждан, направивших в Думу и в Правительство возмущенные письма. В результате 16 ноября обсуждения законопроекта было отложено. Но, судя по тому значению, которое имеют в «глобализаторском проекте» электронные системы учета и идентификации населения, главные «битвы» впереди.