Валерий Джейрахов

Информационный "спецназ" госдепа

Антиамериканские настроения во всем мире усиливаются и ширятся. Агрессивной внешней политикой США, ее претензиями не только на роль мирового жандарма, но и на мирового законодателя политических и культурных "мод" недовольны всюду - в богатой Европе и нищей Африке, в православной России и мусульманском Ближнем Востоке. Американская культура, американская политическая традиция, американская кухня - все это подвергается обструкции и осмеянию. Разумеется, подобное положение дел не может не волновать саму Америку. Которая не только убеждена, но и пытается на протяжение столетия убедить весь мир: понятие "американское" - синоним "лучшего", "передового", "конструктивного", "гуманного" и "нравственного". Это собственно является базой и моральным обоснованием американского доминирования на планете.

И сегодня, убедившись в нежелании большинства жителей земли избрать США в качестве модели для подражания, американское руководство высказывает большую озабоченность существующими тенденциями. Причем в качестве причин столь плачевной ситуации называются действия на информационном поле неких злокозненных врагов Америки. Хотя, о том, кто эти коварные злодеи, не говорится прямо. Из общего контекста официальной пропаганды нетрудно понять: они явно связаны со зловещей «Аль-Каидой» или странами-изгоями.

Исходя из этого, в Государственном депортаменте США в тестовом режиме начинается работа "центра быстрого реагирования", в котором специалисты по внешнеполитическому пиару смогут в режиме "он-лайн" анализировать материалы зарубежных СМИ, "в которых искажается или неверно подается политика администрации президента США Джорджа Буша". С соответствующим заявлением выступила заместитель госсекретаря по публичной дипломатии Карен Хьюз. Речь идет о новых формах информационной войны, вплоть до прямого вмешательства в редакционную политику зарубежных СМИ и давления на отдельных журналистов. Идея, прямо скажем, свежая в международной практике.

Но, по мнению экспертов, переход к таким формам работы свидетельствует о слабости США. Которые, оставаясь на сегодняшний день единственной супердержавой, не в состоянии справиться с внешними и внутренними вызовами. Примечательно, что данная идея была оглашена на фоне крайне невыигрышных для имиджа США последствий урагана "Катрина", а также серьезных военных неудач в Ираке.

Но вместо того, чтобы провести серьезную переоценку своей внутренней и внешней политики и бросить все силы на решение проблем, американцы пытаются навязать всему миру некую искусственную картинку. Насколько этот путь окажется продуктивным, думаю, можно будет убедиться довольно скоро.

Определенная работа с иностранными масс-медиа велась американцами и раньше. Но тогда создание "положительного образа" Соединенных штатов довольно щедро оплачивалось из соответствующих фондов. Теперь же Дядя Сэм решил перейти от политики пряника к кнуту.

Вашингтон активно занялся улучшением своего имиджа еще в марте этого года. Именно тогда внешнеполитической пропагандой и укреплением позитивного имиджа США за рубежом занялась личный советник американского президента госпожа Хьюз, которую назначили заместителем госсекретаря Кондолизы Райс. Она и считается главным идеологом информационной борьбы на "чужой территории". "Мы будем анализировать выступления зарубежных СМИ и немедленно реагировать на те из них, в которых искажается или неверно подается политика администрации США", - заявила Карен Хьюз. Кроме того, по ее словам государственный департамент будет активно снабжать  все звенья американского руководства сведениями о том, что происходит на зарубежном информационном поле.  

"Это стиль Кондолизы Райс - перенести на внешнюю политику методы, применяемые внутри страны. Я думаю, что речь может идти о высылке неугодных журналистов, отказах в аккредитации. В ряде стран - и об административных мерах. Например, представители Госдепа вполне могут позвонить "своему" российскому чиновнику  и попросить его "надавить" на издание, журналисты которого пишут про политику Вашингтона "не то, что надо", - говорит эксперт "ПИР- центра" Дмитрий Евстафьев. - "Это контрпродуктивно  - лечить головную боль ударом в челюсть. Проблема состоит не в том, что ЕС нападает на США из-за Ирака, или неэффективности политики администрации Буша. Основная причина в том, что в мире идет борьба за ресурсы, а информационное оружие освоили и другие страны". Иначе говоря, американцев начали бить их же оружием - тыкать носом в нарушение прав человека и отсутствии демократии в самих США. Поскольку Вашингтон ничего не может этому противопоставить, он решил давить на иностранные СМИ.

Большинство экспертов убеждены, что декларируемое заместителем госсекретаря "информационное наступление" - свидетельство слабости США, и обречено на провал. "Они борются не с проблемами, а лишь с их следствием. США пытаются создать информационную иллюзию. Однако, вместо успокоения они будут получать лишь все более и более жесткие удары", - считает руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.