Искандер Алиев

Саммит глав государств СНГ: и снова реформа ради реформ?

До саммита CНГ в Астане  встретились создатели Единого экономического пространства (ЕЭП) - президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины в своем данном формате. Судя по итогам встречи, одобрен пока только перечень 29 международно-правовых документов, подлежащих подписанию в первоочередном порядке в рамках ЕЭП.   К 1 июля 2005 года документы должны быть подписаны главами государств и ратифицированы национальными парламентами. Если, как это бывало ранее, никакие «вражьи силы» не сорвут в очередной раз намеченное, возможно,  к середине 2005 года на пространстве ЕЭП  начнет функционировать зона свободной торговли (ЗСТ).

Конечно же, прогресс в интеграционной четверке - ЕЭП  стал возможным исключительно благодаря доброй воле России.  Решение российского руководства  с 1 января 2005 года во взаимной торговле перейти к взиманию НДС по принципу страны назначения в полном объеме, без изъятий, в том числе на поставляемые из России нефть, газ и газовый конденсат знаменует собой практическое выражение этой воли. Для России это будет стоить «минус»  800 млн. долларов США в год. При этом столько же выиграет украинский бюджет, потому как Украина косвенные налоги на поставляемые ей российские углеводороды будет теперь взимать сама.

Понятно, что в основе таких экономических жертв Москвы – политическое решение, новый жест доброй воли по отношению к Киеву. В надежде, естественно, что предстоящие президентские выборы на Украине выиграет Янукович, вроде бы «пророссийский» кандидат (так считают в Кремле?). А если Янукович выборы проиграет? Тогда плакали не только 800 млн. долларов США, плакали и все заумные политические прожекты. Неужели мало примера нынешнего украинского президента, который испытывал кратковременные любовные позывы к нашему Кремлю два раза: в начале первого президентского срока (когда надо было избраться президентом) и сейчас, в конце второго президентского срока (когда надо передать пост такому преемнику, который бы не дал в последствии самого Л.Кучму в обиду). Но почему за это Россия должна заплатить 800 млн. долларов США – уму непостижимо. Может быть, лучше  ввести в действие данный широкий российский жест после выборов на Украине? Который будет оценен по достоинству любым победителем украинского президентского марафона.

Более понятно, когда президент В.Путин сказал, что  "принцип взимания НДС в стране назначения относится и к Белоруссии".  Здесь все понятно, ибо российско-белорусский союз – это реальность.

Тот уровень договоренностей, что достигнут в формате ЕЭП (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина) - это  есть именно то, ради чего, в том числе, когда-то замысливалось и создание «большого» СНГ.   Именно такая продвинутая  степень интеграции может помочь всем государствам СНГ преодолеть последствия резко ухудшившегося после распада СССР социально-экономического положения в своих странах, где  жизненный уровень населения сегодня – едва ли треть от советского жизненного уровня.

К несчастью, руководители государств СНГ ранее мало что делали для того, чтобы СНГ действительно стало интеграционной структурой на постсоветском пространстве.  Сегодня пока еще остаются шансы реализовать то, под чем подписались все президенты стран СНГ в его учредительных документах.  Потому, что иллюзии на предмет того, что их ждут с распростертыми объятиями на западе рассеялись не только у в общем-то лояльных к СНГ руководителей государств, но даже и у президентов (подумать только, как долго наступало прозрение!) Узбекистана и Украины. Последний на саммите в Астане признал с нескрываемой горечью:  "Мы не готовы ни с политической, ни с экономической точек зрения претендовать на вступление Украины в Евросоюз…"

Но понимает ли сегодня повсеместно так называемая политическая и экономическая элита (в большинстве государств СНГ она давно плотно срослась – и эта наша постсоветская особенность), что только кооперация на постсоветском пространстве дает возможность всем странам СНГ вместе стать экономически конкурентоспособными на мировом рынке?  

Увы, судя по всему, широта взглядов и перспектива видения СНГ есть в наличии, похоже, только у российского и казахстанского президентов. Все остальные  были более озабочены теми направлениями сотрудничества, которые напрямую касались позиций, направленных на создание дополнительных в рамках СНГ подпорок для поддержки их режимов.

Мы поняли, по крайней мере, что розовой мечтой президента А.Акаева было нанесение превентивных ударов по террористам с неба высокоточным оружием. Мечтать не вредно, тем более, затраты – за чужой счет. Ведь такое оружие есть только у России. А президент Узбекистана предложил даже составить список террористических организаций  в СНГ и вести c ними борьбу.  Конечно, в СНГ иметь такой список не помешает, для координации антитеррористической работы. Но весь вопрос (и он главный)  - кто будет составлять такой список? Не получится ли, что в этот список постараются воткнуть всех политических противников нынешних политических режимов в некоторых странах СНГ?  Не получится ли так, что под прикрытием действительно важных мероприятий в плане координации борьбы с терроризмом кое-где будут сводить счеты со своими политическим оппонентами? Посему, к такого рода предложениям надо отнестись весьма взвешено и осторожно.

Требует очень осторожного подхода и вопрос об очередном реформировании СНГ. В нем теперь уже мыслится  создание нового органа  – совета безопасности СНГ, в который могут войти  секретари советов безопасности государств – участников СНГ, а также министры иностранных дел, министры обороны, руководители пограничных служб государств СНГ.  Наряду с этим предложено сохранить Совет министров иностранных дел СНГ, упразднив Совет министров обороны СНГ и его секретариат, Штаб по координации военного сотрудничества.

Эти предложения внесены на обсуждение неугомонным  реформатором СНГ - президентом Казахстана. Он это он делает уже с пугающей не только эсэнговских чиновников, но и всех имеющих отношение к СНГ политиков, периодичностью, причем обосновывая это одними и теми же тезисами. Как здесь не вспомнить, что реформирование СНГ уже осуществлялось именно по  предложению и схеме самого г-на Назарбаева еще в 1999 году. С теми же обоснованиями.

Как бы теперь с водой не выплеснуть и ребенка, породив нечто (может быть, и хорошее дело, но на его становление которого уйдет большое время) взамен эффективно действующих сегодня секретаритата совета министров обороны и штаба по координации военного сотрудничества, секретариата совета командующих пограничными войсками СНГ.  

Не надо забывать и того, что в Содружестве действует Совет коллективной безопасности со своим аппаратом. Почему же до сих пор нет в составе этого Договора того же Узбекистана и Украины, ныне так горячо радеющих за коллективный отпор терроризму? Ведь это самый эффективный механизм, причем, существующий в вопросах обеспечения коллективной безопасности. Если НАТО смогло приспособиться к проведению антитеррористических операций, этого вполне по силам и формату Договора о коллективной безопасности СНГ.

Вообще, которая по счету реформа структур СНГ за тринадцать лет существования –  не будет ли это опять реформой ради реформ?