Искандер Алиев

Китай начинает идеологическое наступление на Центральную Азию

Китай начинает целенаправленное идеологическое наступление на страны Центральной Азии. Утверждать так позволяет незаурядное событие, происшедшее в столице «Поднебесной». На днях в Пекине состоялась III Международная конференция политических партий Азии (ICAAP). Ее девиз - "Обмен, Сотрудничество и Развитие". В роли своего рода «управляющей компании» данного политического холдинга выступила, естественно, Коммунистическая партия Китая.

В Конференции приняли участие делегаты 80 партий (как утверждается, все они приверженцы социалистической или коммунистической идеологии) из 35 стран мира.

Присутствие, например, коммунистической партии Китая, коммунистической партии Вьетнама, народно-революционной партии Лаоса, трудовой партии, социал-демократической партии и партии молодых друзей небесного пути (все - Северная Корея), Брунейской национальной объединенной партии, монгольской народно-революционной партии, социалистической арабской партии БААС (Сирия), Тай Рак Тай из Тайланда, например, становится понятным. По аналогии с минувшей историей некогда социалистического лагеря под водительством СССР, когда аппаратом государственного управления в лице КПСС руководил, что называется, всем процессом. Иными словами, партийно – правительственным делегациям вышеупомянутых стран было о чем предметно поговорить (о товарообороте, о взаимных поставках, о нерешенных вопросах межгосударственного сотрудничества, о политико-государственных проблемах и т.д..  Как это было лет двадцать назад на переговорах партийно-правительственных делегаций стран «социалистического лагеря».  

И не случайно, в связи с этим, азиатский бомонд был представлен президентами КНР, Филиппин, Восточного Тимора, премьер-министрами Таиланда, Камбоджи, председателями парламентов Сирии, Вьетнама, Кореи, членами правительств Индонезии, Малайзии, Пакистана, Индии, Непала, Бангладеш, Японии, Ирана и т. д.

Особняком стоят в ряду партий-участников конференции две коммунистические партии из Индии. Которые, с упорством, достойным лучшего применения, ведут многолетнюю дискуссию о том, какая из них все  же более коммунистическая: простая или та, что с приставкой « марксистская». Здесь, похоже, китайцы отдали дань ностальгическим традициям прошлого, пригласив обе эти партии на конференцию.   Несколько загадочно участие в конференции Объединенной марксистко-ленинской коммунистической партии Непала. Уж не те ли самые эти непальские коммунисты, которых непальское правительство обвиняет в соучастии в террористических акциях?.

По сведениям казахстанской печати (явно воодушевленной избранием на конференции представителя этой постсоветской страны в состав Постоянного совета политических партий Азии), с нескрываемой ностальгией от части российского политического истеблишмента за всем процессом конференции бдили господа  Зюганов от КПРФ и Владиславьев от "Единства - всей России".   В качестве наблюдателей были также представители  семи африканских партий.

А вот интересно, что привлекло на конференцию  номинальных руководителей правящих партий Азербайджана и Туркменистана, членов национальных правительств и парламентов от партий Таджикистана, Киргизии?  Что же «ценного и поучительного» вынесли делегации из выступления, например, секретаря т.н. демократической партии Туркменистана О.Мусаева, способного лишь на истерические призывы уничтожать повсюду политических противников туркменского диктатора С.Ниязова   и прилюдно с особым подобострастием лобызающего руку С.Ниязова? Не исключено, что  по врожденной психологической убогости и угодливости О.Мусаев мог инстинктивно склониться с такими же намерениями и над рукой председателя КНР Ху Цзиньтао  при состоявшейся  встрече с китайским руководителем.

И последний штрих: главы делегаций были приняты  председателем КНР, генеральным секретарем ЦК КПК Ху Цзиньтао. Это и все выше упомянутое наводи на четкую параллель, когда ВКП(Б), а затем КПСС выстраивало свой политический и военный блок посредством, в первую очередь, влияния на коммунистические и рабочие партии. Похоже, в Пекине очень внимательно и творчески отнеслись к богатейшему (говорю искренне) опыту КПСС.

Но что бы ни  говорилось на данной конференции, ясно одно как белый день: Пекин получает весьма удобную площадку для политической экспансии, в том числе, в страны Центральной Азии. И будет совсем не удивительно, если скоро мы узнаем, что по примеру своего некогда старшего брата – соперника – КПСС, Компартия Китая будет активно финансировать свои «братские партии» в центральноазиатских странах СНГ, а через них, возможно, и некоторых одиозных «вождей» и их режимы (и КПСС частенько путало партийный «карман» с «карманом» государственным). Причем, именно те режимы и в тех странах,  где  экономика сильно криминализирована, где слились в «производственно-творческом экстазе»  мафиозные и государственные структуры, где правосудие построено на принципах «здорового предпринимательства», где общества подведены к точке кипения страстей и гражданского бунта.

Хорошо ли это или плохо? С точки зрения национально-государственных интересов Китая – очень хорошо. А с точки зрения других национально-государственных интересов – пусть подумают эти самые другие. Нам же остается поразмышлять над тем, почему в СНГ за столько лет его существования не проходило аналогичных конференций родственных по идеологии и взглядам партий государств-участников СНГ (какую бы - либо они идеологию не исповедовали)? Наверное, есть предмет для размышлений.