Дарья Соловьева

Россия опять пытается поиграть в "старшего брата"

Вчера Александр Григорьевич Лукашенко, первый президент республики Беларусь, обратился к белорусскому народу с заявлением, в котором объявил о своем решении провести референдум. Как и ожидалось, единственный вопрос, достойный обсуждения 17 октября (именно на эту дату назначен плебисцит), - разрешат ли белорусы внести изменения в Конституцию и позволят ли Лукашенко баллотироваться на третий срок. На сегодняшний день в главном законе страны прописана возможность работать президентом не более двух сроков по 5 лет.

Напомним, что Лукашенко является бессменным лидером Беларуси с 1994 года. В 1996 году Лукашенко провел референдум и продлил свои полномочия президента на два года. Тогда же были существенно урезаны полномочия парламента, фактически превратившегося в контору по принятию законодательных инициатив президента. Результаты референдума не признаны международными организациями, но признаны Россией.

Главными козырями Лукашенко всегда были: объединение Беларуси с Россией и построение так называемой социальной рыночной экономики. Что касается социальной политики, то действительно, белорусские пенсионеры и крестьяне по уровню жизни и социального обеспечения значительно опережают своих российских собратьев. Другой пункт предвыборной программы Лукашенко пока выполняется в ритме танго: то Москва и Минск сближаются, то расходятся, то любят друг друга, то страстно закидывают заявлениями нервозно-ругательного характера.

Надо признать, что Кремль не всегда доволен поведением эксцентричного Лукашенко, его громкими заявлениями и некоторым позерством. Однако альтернативы Батьке в качестве пророссийского политика в маленькой Беларуси на сегодняшний день нет. Есть полузадушенная оппозиция, которая пытается опираться на средний класс буржуазии, еще не вышедший из стадии эмбрионального развития. Оная оппозиция заявляет о своей приверженности демократическим ценностям, в связи с чем обещает порвать с Россией и начать соединяться с прогрессивным Западом. Не совсем понятно, в чем же выражается их демократичность, если они прямо противоречат желанию собственного народа, который не видит Беларусь без России. Видимо, демократии их учили там же, где и славного грузинского революционера и президента Саакашвили, танками везущего розы свободы всем обиженным и оскорбленным грузинами народам, а в свободное от этой деятельности время грабящего российские миротворческие контингенты.

Почему же, в таком случае, не происходит торжественного соединения столь дружеских государств, как Беларусь и Россия? Что мешает братским народам, и кто слабое звено?

Слабое звено в этом процессе – опять же Лукашенко, который не может позволить себе отдать на откуп московским олигархам белорусскую экономику. Как только он запустит в свою вотчину российских бизнесменов, отточивших зубы на теневых аферах, вся тщательно взращенная система социальной рыночной экономики прикажет долго жить. Не интересны нашим олигархам бедные белорусские пенсионеры и колхозники.

Так что Москва, по сути, ставит Батьку перед выбором: или с нами и под нами, или не снами, но и ни с кем. Самое интересное, что и в Кремле, и в Минске понимают, что обе альтернативы не выгодны никому, но предпринять что-либо для разрешения этой коллизии невозможно. Россия опять наступает на оставшиеся от СССР грабли: отношения строятся по системе «старший брат воспитывает младшего брата». Все мы помним, чем это закончилось в 1991 году. Распадом великой державы и кризисом, поразившим все сферы общественной жизни.