О терактах в Ташкенте 30 июля

Происшедшие новые террористические акции в Ташкенте 30 июля с.г. произвели гнетущее впечатление и на все постсоветское пространство. Похоже, в лице Узбекистана СНГ получает страну, где террористические организации теперь уже перманентно будут проводить акции устрашения. К тому, новая волна ташкентских терактов наводит на ощущение «дежавю». Где то мы это уже проходили – вам не кажется, господа?  Не так ли все начиналось, например, в юго-восточной Азии, где некоторые правящие режимы до сих пор ведут войну с террористами, называющими себя группировками то ли коммунистическими, то ли маоистскими, то еще какими.
Как представляется, три новых ташкентских терракции (взрывы прогремели возле посольств Израиля и США, а также в генеральной прокуратуре Узбекистана) окончательно дают понять, что Ташкенту придется теперь вести изнурительную перманентную войну с террористическими организациями. Эта война началась, и узбекское общество, все мы в СНГ должны это понимать и исходить из этого в оценке ситуации.
Пора, наверное, понять это и правящей элите Узбекистана. Или она будет продолжать только проводить в будущем новые судебные процессы над организаторами терактов и своим бездействие и повальной коррупцией доводить ситуацию до точки кипения.  Или эта элита, наконец, поймет, что надо оздоровить экономический и социально-политический климат в стране. А это значит – беспощадно искоренять коррупцию в верхних эшелонах власти (т.е. наступить на горло собственной песне и бороться самим с собою), на практике либерализовать национальную экономику, провести осторожные политические реформы с целью построения хотя бы основ гражданского общества. Нельзя далее держать народ за дураков. Иначе религиозный экстремизм будет расширять свою социальную базу за счет широчайшего социального протеста населения страны. О масштабах такого протеста  знают все, но не хотят признавать на ташкентском Олимпе. Но способен ли  президент И.Каримов, обладающий неограниченными полномочиями, проявить политическую волю и начать действительные политические реформы? Это большой вопрос.
В связи с террактами 30 июля возникает ряд вопросов, которые оставляют людей в недоумении. На месте происшествия у здания прокуратуры генеральный прокурор Р.Кадыров  просто и спокойно объясняет журналистам, что «взорвал себя шахид", а взрыв произошел в фойе здания прокуратуры. В связи с этим, возникают три вопроса:
- первое: если в одну из самых неприступных цитаделей узбекской власти, охраняемую в условиях повышенной безопасности спецподразделениями, спокойно проходит смертник-террорист с грузом взрывчатки – что же остается делать простым гражданам Узбекистана, как им обеспечить свою безопасность?
- второе – за что получают на несколько порядков большую, чем у других правительственных ведомств,  зарплату сотрудники узбекской службы безопасности и внутренних дел, если возможен теракт внутри генеральной прокуратуры страны?  Тем более, что в эти дни  в Узбекистане проходит суд над исламистами, причастными к организации ряда терактов с использованием самоубийц, а в ходе следствия выяснилось, что среди объектов, намеченных для атаки, исламисты упоминали израильское и американское посольства.
- вообще удивительно: в марте этого года мишенями террористов были милиционеры, сейчас – прокурорские работники. Дальше кто? Кто жействительно «руководит процессом»?
Уверен, что эти вопросы руководителям безопасности и МВД задаст (или уже задал) президент И.Каримов, срочно прервавший отдых в Крыму и вернувшийся в пахнущий гарью новых взрывов Ташкент.
Специалистов же в недоумении оставляют начавшаяся буквально через несколько часов после терактов ожесточенная борьба пока еще виртуальных террористических групп за «авторство» терактов. Сначала ответственность за теракты взяло на себя «Исламское движение Узбекистана». Потом в борьбу за «авторство» включился узбекский «Исламский джихад», организация, как-будто бы имеющая тесные связи с «Аль-Каидой».  Причем последняя настроена очень гневно по отношению к «конкурентам». Вдумайтесь в негодующие строки опубликованные на сайте stopdictatorkarimov.com сообщение:
«…Мы услышали о том, что некоторые группы взяли на себя ответственность за эти атаки.  Если кто-то путем обмана и в корыстных целях берет на себя действия наших соратников, погибших шахидами во время жихада, то эти люди будут в ответе в судный день перед Аллахом и будут осуждены за свои действия!».
Не кажется ли, что от этого отдает подмостками самого плохенького провинциального театра?
Другой важный вывод. Как бы это не было прискорбно для правящей узбекской элиты, период сидения на двух стульях для нее закончился. Больше играть на российско-американских противоречиях в регионе ни Ташкенту, ни кому-либо другому не удастся. Пора бы уже понять правящей узбекской элите: вопросы политической, экономической безопасности, да и собственно безопасности Узбекистана, накрепко связаны со взаимодействием Узбекистана со странами СНГ, Содружеством в целом.  
Буквально на днях президент РФ  В.Путин в Крыму встретился с президентом Узбекистана И.Каримовым. Речь шла о военном, военно-техническом сотрудничестве и о российской помощи Узбекистану  в создании вооруженных сил. Конечно же, все, в том числе и Кремль, понимают, что этот новый роман Ташкента с Москвой вызван не вдруг вспыхнувшей любовью И.Каримова к России. А просто потому, что у Каримова нет другого выхода. Как правильно было недавно замечено, уйти Каримову от «бархатной революции» больше некуда, кроме как Москвы.
Но и России нужен не сам И.Каримов, как таковой. России нужно, чтобы в одной из ключевых стран СНГ – в Узбекистане, был сохранен светский политический режим, были проведены политические и экономические реформы. Реформы. которые позволят остановить нарастание бедности в этой стране, позволят обеспечить хотя такой состояние, которое позволило бы избежать в Узбекистане массовых социальных протестов, если не сказать, бунтов.
И если у правящей узбекской элиты осталось хотя чуть-чуть от инстинкта собственного самосохранения (о чувствах долга этой элиты к стране и собственному народу я уже не говорю, данное качество этой элите абсолютно чуждо), эта элита должна подвигнуть президента И.Каримова на первоочередные фактические (а не голословные обещания) шаги по сближению с Россией и СНГ.
Это – возвращение Узбекистана в Договор о коллективной безопасности СНГ, вступление в Договор о создании единого экономического пространства СНГ. Это, в конце-концов, проведение под пристальным наблюдением СНГ процесса проведения в более демократическом режиме предстоящих выборов в парламент Узбекистана, а, стало быть, оздоровление политического климата.   Потому, что политика  правящего режима в Ташкенте, политика уничтожения здравомыслия и  попрания элементарных прав узбекских граждан, независимо от их национальной и религиозной принадлежности, в первую очередь, способствует нарастанию протестного потенциала в этой стране.