Таджикистан уводят в Персию
Олег Горностаев

Таджикистан уводят в Персию

Так называемая Персидская ассоциация, объединяющая интеллектуалов из персоязычных стран, в открытом письме президенту Таджикистана Эмомали Рахмону просит отказаться от кириллического алфавита таджикского языка, вытеснить из республики русский язык, заменить название «таджикский язык» на персидский и поспособствовать унификации всех трёх вариантов персидского языка – таджикского, фарси и дари.

Всё это объясняется заботой о сохранении культурного наследия таджикского народа и необходимостью достижения культурной независимости.

Таджики – персоязычный народ, этнические родственники иранцев и остальных народов, говорящих на вариантах персидского языка. Судьба распорядилась так, что большая часть национальной истории таджикского народа связана с Российской империей, Советским Союзом и Российской Федерацией.

Персидская ассоциация требует, ни много ни мало, ломки устоявшихся цивилизационных рубежей и кардинальной перекройки самосознания таджиков. В ход идут пропагандистские приёмы сомнительной достоверности. Утверждается, например, что в 1920-х таджикский язык был переведён на латиницу (затем на кириллицу) исключительно для отрыва таджиков от персоязычной культуры.

И ни слова о том, что благодаря кириллическому алфавиту в Таджикистане за короткий срок была побеждена безграмотность, поскольку кириллица более функциональна, чем алфавит фарси.

Персидская ассоциация стращает таджиков: без отказа от русского языка и очищения таджикско-персидского языка (так они называют современный таджикский язык) от иностранных заимствований Таджикистану никогда не удастся укрепить связи с персоязычными странами.

Забота о чистоте родной речи – похвальное занятие, но оно не должно превращаться в метод сведения счетов с другими языками и культурами. Гражданское противостояние в Прибалтике, гражданские войны в Молдавии и Украине начинались с националистического дискурса о необходимости очистить язык и культуру от «чужаков». Агрессивные требования, озвученные Персидской ассоциацией, это путь к вражде и охоте на ведьм.

Оправдывая агрессию против русского языка, эта организация говорит об отсутствии шансов с русским языком приобщиться к сокровищнице персидской культуры. Видимо, деление культур на хорошие и плохие – любимое занятие членов ассоциации. Иначе почему они не сожалеют о том, что в случае перевода таджикского на алфавит фарси у таджиков не будет шансов приобщиться к русской культуре? И у кого повернётся язык сказать, что за долгие века соседства русского и таджикского народов русский язык не стал частью таджикской бытовой культуры?

В Таджикистане идёт поиск модели национальной идентичности, потому такие споры и возникают. Не так давно властями страны вынашивалась идея заменить современные воинские звания, идентичные званиями в российской армии, древнеперсидскими аналогами. Идея откровенно неумная, и хорошо, что в Душанбе передумали.

Требования группки интеллигентов переименовать таджикский в персидский и перевести на персидскую графику – это рикошет от распада Советского Союза, великой геополитической катастрофы ХХ в. Геополитическое пространство от Прибалтики до Памира оказалось расколото, идеологический фундамент, на котором это пространство держалось веками, разрушен. Огромные массы людей на огромной территории оказались без привычных идеологических и культурно-цивилизационных ориентиров.

Азербайджан, Молдавия, Узбекистан, Туркмения перешли на латиницу, туда же спешит и Казахстан. Происходит чреватый последствиями процесс расшатывания остатков некогда мощного геополитического единства евразийского пространства. Войны в Чечне, Южной Осетии, Украине – продолжение этого кровавого сценария.

Глупые головы интеллигентов из Персидской ассоциации хотят туда жа ввергнуть и Таджикистан. Забыли, что гражданская война не так давно уже полыхала в республике, и была остановлена благодаря солдатам из страны, где говорят по-русски и пишут на кириллице.

У США есть известный план оторвать Среднюю Азию от России и «привязать» её культурно-цивилизационно к архаичному взрывоопасному Афганистану. Афганистан, как бикфордов шнур, должен будет взорвать весь регион, создавая проблемы России, Китаю и Ирану.

Требовать сближения Таджикистана с персоязычной частью Афганистана (персоязычные афганцы составляют почти 50% населения страны) в таких условиях – это добровольно толкать республику в костёр войны. Боюсь, интеллигенты из Персидской ассоциации об этом не подумали.