Шесть лет "Минску-2"
Борис Рожин

Шесть лет "Минску-2"

Как Украина выполняет взятые на себя обязательства


Как обычно, в очередную годовщину «Минска-2» подводим промежуточные итоги, которые весьма показательны в своей очевидности. Достаточно просто пройтись по пунктам подписанных соглашений и сравнить их с тем, что получилось спустя 6 лет.

Комплекс мер повыполнению Минских соглашений:


1.Незамедлительное ивсеобъемлющее прекращение огня вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей Украины иего строгое выполнение, начиная с00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

На 12 февраля 2021 года война так и не была прекращена, боевые действия продолжаются и по сей деньс разной степенью интенсивности. Последнее обострение произошло 8 февраля, когда шел очередной бой в районе Ясиноватского блокпоста, а ВСУ теряли все новых и новых солдат на минах во время попыток «поджать нейтралку».

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами наравные расстояния вцелях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг отдруга дляартиллерийских систем калибром 100 мм иболее, зоны безопасности шириной 70 км дляРСЗО ишириной 140 км дляРСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" итактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):

—дляукраинских войск: отфактической линии соприкосновения;

—длявооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: отлинии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от19 сентября 2014 г. Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться непозднее второго дня после прекращения огня изавершиться втечение 14 дней. Этому процессу будет содействовать ОБСЕ приподдержке Трехсторонней Контактной группы.

Отвод тяжелого вооружения так полностью осуществлен и не был, что подтверждала даже ОБСЕ в своих отчетах, указывая на наличие тяжелой техники, включая артиллерию, в районах, из которых она по договоренностям должна была быть выведена. В ходе боевых действий с февраля 2015 по январь 2021 годовствольная и реактивная артиллерия продолжала периодически применяться, не говоря уже об использовании танковых орудий для поддержки действий пехоты и ДРГ.


3. Обеспечить эффективный мониторинг иверификацию режима прекращения огня иотвода тяжелого вооружения состороны ОБСЕ спервого дня отвода сприменением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы ипр.

Мониторинг был организован, и сотрудники ОБСЕ действительно вели наблюдение как на границе ЛДНР и РФ, так и на линии фронта, фиксируя различные нарушения, но так как за фиксацией не следовало каких-либо существенных изменений, то эффективность мониторинга оказалась равна нулю.

4. В первый день после отвода начать диалог омодальностях проведения местных выборов всоответствии сукраинским законодательством иЗаконом Украины "О временном порядке местного самоуправления вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей", атакже обудущем режиме этих районов наосновании указанного закона.

Незамедлительно, непозднее 30 дней сдаты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины суказанием территории, накоторую распространяется особый режим всоответствии сЗаконом Украины "О временном порядке местного самоуправления вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей" наоснове линии, установленной вМинском меморандуме от19 сентября 2014 г.

Диалог о модальностях де-факто так и не состоялся, так как Украина отказывается вести диалог с ЛНР и ДНР. Принятые на Украине законы, связанные с Донбассом, исключают такие переговоры в принципе. Принятый закон об особом статусе Донбассе фактически направлен на блокирование выполнения Минских соглашений и получение Донбассом особого статуса.

5. Обеспечить помилование иамнистию путем введения всилу закона, запрещающего преследование инаказание лиц всвязи ссобытиями, имевшими место вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей Украины.

И при Порошенко, и при Зеленском Киев достаточно ясно дал понять, что не намерен выполнять этот пункт и предоставлять амнистию ополченцам и политическому руководству ЛНР и ДНР. Уже при Зеленском Киев пытался переставить этот пункт, как и пункт об особом статусе Донбассе и его правовом статусе, чтобы вынести их на период после передачи границы ЛДНР с Россией Украине, что «Минск-2» исключает. Поэтому вопрос амнистии за 6 лет так и не был решен.

6. Обеспечить освобождение иобмен всех заложников инезаконно удерживаемых лиц наоснове принципа «всех навсех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее напятый день после отвода.

Несмотря на различные обмены военнопленных, агентов и удерживаемых гражданских лиц, полный обмен по принципу «всех на всех» так и не произошел ни на 5-й день, ни на 6-й год.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение ираспределение гуманитарной помощи нуждающимся наоснове международного механизма.

Спустя 6 лет действенная гуманитарная помощь Донбассу поступает только из России, Украина продолжает осуществлять экономическую блокаду Донбасса, пытаясь отыграться на населении за свои военные поражения. Никаких эффективных механизмов международной помощи ЛНР и ДНР так и не создано из-за противодействия США и Украины.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие каквыплата пенсий ииные выплаты (поступления идоходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения врамках правового поля Украины). В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы врайонах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм дляоблегчения таких переводов.

Спустя 6 лет социально-экономические связи сведены к минимуму, экономическая блокада Донбасса Украиной продолжаются, социальная сфера де-факто переключена на Россию, банковская система Украины на Донбассе не работает.

9. Восстановление полного контроля надгосударственной границей состороны правительства Украины вовсей зоне конфликта, которое должно начаться впервый день после местных выборов изавершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей наосновании Закона Украины иконституционная реформа) кконцу 2015 года приусловии выполнения пункта 11 – вконсультациях ипо согласованию спредставителями отдельных районов Донецкой иЛуганской областей врамках Трехсторонней Контактной группы.

Так как предшествующие пункты, как и пункт 11, выполнены не были, то никакого контроля над границей Украина не получила, и на 2021-й год граница контролируется пограничниками ЛДНР и РФ. Попытки Украины поднимать этот вопрос, не выполняя другие пункты, были направлены скорее на демонстративный саботаж выполнения «Минска-2».

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, атакже наемников стерритории Украины поднаблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

В силу отсутствия прогресса по другим пунктам, вывод российских добровольцев или же иностранных наемников, воюющих на стороне ВСУ, не осуществлялся. Более того, на Украине неонацистские формирования за прошедшие годы были полностью интегрированы в государственные структуры и включены в состав ВСУ, МВД, НГУ.

11. Проведение конституционной реформы наУкраине совступлением всилу кконцу 2015 года новой конституции, предполагающей вкачестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой иЛуганской областей, согласованных спредставителями этих районов), атакже принятие постоянного законодательства обособом статусе отдельных районов Донецкой иЛуганской областей всоответствии смерами, указанными впримечании 1, доконца 2015 года.

Никакой серьезной конституционной реформы на Украине не прошло ни в 2015-м году, ни позднее. Принятые законы о децентрализации оказались фикцией и профанацией, которые были направлены как раз на недопущение получение ЛНР и ДНР особого статуса. Как об этом объявляли и Порошенко и Зеленский, идти в этом направлении они не намерены. В силу этого вопрос о границе не является актуальным.

12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться исогласовываться спредставителями отдельных районов Донецкой иЛуганской областей врамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены ссоблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ примониторинге состороны БДИПЧ ОБСЕ.

Так как никакого политического прогресса по предшествующим военным и политическим пунктам нет, то и оснований для проведения выборов на Донбассе «по украинским законам» тоже нет, тем более что Украина отказывается обсуждать эти вопросы с ДНР и ЛНР. Поэтому на Донбассе с 2014-го года проводят свои собственные выборы глав исполнительной власти и народных депутатов.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, втом числе путем создания рабочих групп повыполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Пожалуй, единственный пункт, который более-менее формально выполнялся. Минские подгруппы интенсивно заседали 6 лет. Эффективность этой интенсивной деятельности оказалась равна нулю.

Примечание 1.Такие меры всоответствии сЗаконом "Об особом порядке местного самоуправления вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей" включают следующее:

—освобождение отнаказания, преследования идискриминации лиц, связанных ссобытиями, имевшими место вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей;

Как уже отмечалось ранее, Украина отказалась принимать необходимые законы для амнистии в рамках озвученных политических решений.

—право наязыковое самоопределение;

В свете масштабной дерусификации на Украине этот пункт выглядит особенно смешно.

—участие органов местного самоуправления вназначении глав органов прокуратуры исудов вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей;

Так как Украина отказывается предоставлять ЛНР и ДНР особый статус, то никаких прав с назначением глав органов прокуратуры и судов не подразумевается.

—возможность дляцентральных органов исполнительной власти заключать ссоответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального икультурного развития отдельных районов Донецкой иЛуганской областей;

Опять же, в силу отсутствия особого статуса такого права за ЛНР и ДНР Украина не предполагает. А вот Россия предполагает. Но это уже совсем не «Минск-2».

—государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой иЛуганской областей;

Украина никакой поддержке ДНР и ЛНР не оказывает, осуществляя против них террористическую деятельность (в том числе против социально-экономической инфраструктуры) и экономическую блокаду.

—содействие состороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей срегионами Российской Федерации;

Как можно заметить по политике Порошенко и Зеленского, Украина осуществляет строго обратное, препятствует любому экономическому или трансграничному сотрудничеству с РФ.

—создание отрядов народной милиции порешению местных советов сцелью поддержания общественного порядка вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей;

Украина отказывается признавать местные органы власти, местные вооруженные силы, которые уже названы «народной милицией» (без всякой Украины), и вести переговоры об их статусе и полномочиях.

—полномочия депутатов местных советов идолжностных лиц, избранных надосрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, немогут быть досрочно прекращены.

Так как нет согласованных условий для выборов в новой политической реальности, то вопрос полномочий депутатов ЛНР и ДНР не актуален и решается исключительно в рамках правового поля ЛДНР.

Участники Трехсторонней Контактной группы:
Посол Хайди Тальявини;
Второй Президент Украины Л.Д. Кучма;
Посол Российской Федерации наУкраине М.Ю. Зурабов;
А.В. Захарченко;
И.В. Плотницкий.

Никто из указанных лиц сейчас уже не отвечает за выполнение данных соглашений, а Захарченко вообще убили.

* * *

Вот, собственно, и всё на тему юбилея «Минска-2». Изначально мертворожденные соглашения и спустя 6 лет остаются никчемной бумажкой, которая не остановила войну и не решила ни одной из ключевых проблем Донбасса.

Источник