Древние «Ирокезы» для «древних шумеров»
Борис Джерелиевский

Древние «Ирокезы» для «древних шумеров»

«Укроборонпром» продолжает осваивать американские раритеты

На днях гендиректор «Укроборонпрома» Юрий Гусев с гордостью объявил, что на Одесском авиазаводе, который входит в состав его корпорации, летом 2021 года будет начата сборка американских многоцелевых вертолетов Bell UH-1 Iroquois, которые поступят на вооружение ВСУ, а также будут поставляться на экспорт. Данный проект, по сообщению пана гендиректора, финансируется из инвестиционных средств, а организация производства уже практически завершена и скоро все будет готово для начала выпуска американских геликоптеров. С особой гордостью Гусев пообещал, что первый экземпляр этой «современной и прекрасно зарекомендовавшей себя машины» будет выпущен уже к 30-летию Независимости Украины.

Поясним, что речь идет о вертолете «Ирокез», ставшем одним из главных визуальных символов войны во Вьетнаме и который хорошо знаком по кинокартинам «Взвод», «Апокалипсис сегодня» и «Мы были солдатами». Впервые многоцелевой вертолет Белл UH-1 «Ирокез» поднялся в воздух в 1956 году, а его массовая эксплуатация началась через три года. Действительно, Вьетнам стал для этой машины не только дебютом, но и, можно сказать, «лебединой песней».

Одной из претензий американских военных стала недостаточная, на их взгляд, полезная нагрузка «Ирокеза». Для повышения грузоподъемности с вертолётов зачастую демонтировались кресла и двери, а также вспомогательное оборудование, без которого можно было обойтись в полёте. Снималась также бронезащита, которую экипажи считали бесполезным балластом. По мнению пилотов, главной защитой являлись скорость и манёвренность вертолётов. Но повышение лётных характеристик не могло гарантировать неуязвимости.

Из-за низкой скорости тяжелые вооруженные машины «Ирокезы» легко поражались из пулеметов, особенно крупнокалиберных. Отмечалась недостаточная прочность хвостовой балки — при грубой посадке она от соприкосновения с землей ломалась, повреждалась от частых ударов о ветки деревьев при полетах на малых высотах. Мощности двигателя UH-1 хватало для перевозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем более, двенадцати.

В жару UH-1, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников. Недостаток мощности не позволял установить на вертолеты серьёзную броню. В результате перегрузки заклинивало двигатель; вертолет падал, переворачивался и загорался. И, самое главное, он был легко уязвим даже для стрелкового оружия. Перед ДШК, широко используемым вьетнамскими партизанами, он не имел шансов.

Уже в 70-х годах «Ирокезы» в армии США были постепенно вытеснены более грузоподъёмным и скоростным Sikorsky UH-60 Black Hawk. Гораздо дольше они продержались в Корпусе морской пехоты, где их очень ценили за компактность, крайне важную для размещения на палубе. В 70-е годы специально для «маринз» создана двухдвигательная модификация UH-1N, обеспечивающая большую живучесть, и, соответственно, безопасность вертолета. А в начале 2000 была проведена еще более глубокая модернизация полюбившейся морпехам машины. Новая версия UH-1Y Venom получила новую систему вооружения, новую авионику, новые двигатели, навигационный комплекс и систему управления огня. По сути дела, старыми остались только очертания корпуса – грузоподъемность была увеличена в 2,5 раза.

Большинство же старых «Ирокезов» было распроданы союзникам и до сих пор используется в локальных конфликтах в странах «третьего мира». Так в 2012 год наркомафия сбила перуанский вертолёта UH-1H, а 22 января 2017 года возле города Бого в Камеруне из-за перегруза разбился «Ирокез» местных вооруженных сил, везший генерала Якоба Коджи с охраной и «свитой».

Засветились «Ирокезы» и на постсоветском пространстве. В частности американцы продали Грузии 12 машин Bell 205 (UH-1H). И эти вертолеты даже обеспечивали рейд террористической банды Руслана Гелаева в Кодорское ущелье Абхазии, в частности на одном из них чеченский террорист со своей арабской охраной был эвакуирован из окрестностей селения Наа у Сахарной горы. Во время августовской войны 2008 года грузины благоразумно не применяли эти вертолеты.

И вот теперь эти легендарные ветераны могут украсить ВВС Украины и порадовать бойцов ПВО Народных Республик. Надо сказать, что новый проект «Укроборонпрома» вызвал довольно негативные отклики экспертов. В частности они указывают на то, что в США используются дюймовые резьбы, а не метрические, и, соответственно, необходимо даже под «отверточную сборку» американской техники создавать новый индустриальный парк. И все это ради того, чтобы начать сборку безнадежно устаревших машин, для которых к тому же потребуется создавать довольно дорогостоящую эксплуатационную инфраструктуру.

Тут можно вспомнить о попытках «Укроборонпрома» вооружить ВСУ «легким вертолетом "Лев-1", способным быстро эвакуировать раненых и пострадавших, оперативно доставлять специалистов к месту событий, осуществлять патрулирование и поисково-спасательные работы, перевозить до 500 кг груза». Однако «новейшей разработкой» «Укроборонпрома» стал американский вертолет Bell-47, ввезенный на Украину из Канады весной 2015 года. А вся инновация заключалась в замене штатного поршневого двигателя на турбовальный от советского Ми-2. Разработанный в 1946 году Bell 47 был первым в мире массовым вертолетом, и его звездным часом стала война в Корее. В этом смысле сборка «Ирокезов», чье производство началось спустя 10 лет, а дебютом стала война во Вьетнаме, можно считать значительным шагом вперед.

Логичен вопрос: а для чего «Укроборонпром» стремится навязать ВСУ эти исторические артефакты, когда в распоряжении украинских силовиков около 70 единиц Ми-8 (данные 2016 года), которые по всем параметрам превосходят «Ирокезы»? Отметим, что американцы для своих миссий в Афганистане закупили именно Ми-8, в то время, как местным силам безопасности передали UH-1. Для Ми-8 (а также Ми-17, которые тоже есть у «незалежной») имеется вся необходимая эксплуатационная инфраструктура, подготовленные летные и технические кадры.

Дело в том, что использование надежных и привычных советских вертолетов не дает такого простора для создания невероятных коррупционных схем. Взять те же «Ирокезы». Обычно «отверточная сборка» выглядит так: с завода-изготовителя поставляются полностью готовые к монтажу комплектующие, и уже там окончательно собирается машина. Но зачем собирать на Украине вертолеты, производство которых давно прекращено? Ведь получается, что вначале их нужно разобрать в США, предварительно доставив на предприятие со складов длительного хранения, перевезти в разобранном виде на Украину и там собрать заново. Неужели, чтобы сэкономить место при транспортировки? Экономия получается сомнительная.

Можно не сомневаться, что все указанные работы будут проводиться по многократно завышенному тарифу, позволив неплохо нажиться на этой схеме не только «жукам» из «Укроборонпрома», но и их американским подельникам. Скорее всего, вся эта схема будет оплачена из средств, выделенных США на военную помощь Украине, в результате чего большая часть «вертолетных денег» останется в Америке. Ну, а украинские пилоты получат кое-как собранную рухлядь, на которой едва ли захотят летать. В результате получается не самый плохой вариант. Ведь если бы не тотальная коррупция, каратели могли бы получить куда более грозное оружие.