Джентльмен для джентльменов
Александр Гончаров

Джентльмен для джентльменов

Вы встречались с мистером Шерлоком Холмсом, экстравагантным сыщиком-любителем, знатоком ядов и разновидностей уличной пыли, недурственно играющим на скрипке, курящим трубку для «концентрации мысли», напрочь отрицающим факт вращения Земли вокруг Солнца и снимающим квартиру вместе с отставным военным врачом Ватсоном по адресу: Лондон, Бейкер-стрит, 221-В?

А как там поживают неугомонный исследователь Джордж Челленджер и журналист Эдвард Мелоун? Надеюсь, они уже вернулись из своего смертельно опасного путешествия по Южной Америке? И, может быть, вы еще посещали лекции профессора Маракота, героически спустившегося с товарищами в батисфере в глубины океана и нашедшего там подводную колонию атлантов? Ах, встречались, знаете и посещали! Тогда вы просто-напросто читали и полюбили замечательные книги сэра Артура Конана Дойла.

Потомок славных родов

Артур Игнейшус Конан Дойл родился 22 мая 1859 года в славном городе Эдинбурге — столице Шотландии, вошедшей в состав Соединенного Королевства только в XVIII веке. Среди предков по мужской и женской линиям у Конана Дойла числились и герцоги Бретани, соратники английских королей и дворяне-нормандцы, пришедшие покорять остров Британию в 1066 году вместе с Вильгельмом Бастардом.

Впрочем, к началу XIX столетия от былой славы родов остались лишь воспоминания, да и то не всегда достоверные. Богатство расточилось, замков не осталось, земли потеряны. И потомки древней знати были вынуждены не брезговать торговлей и ремеслом.

Надо отметить, что дедушка Артура — Джон Дойл оказался отличным художником, причем передал свой дар и детям. Он четко понял, что портретная живопись, пейзажи и картины с изображениями лошадей вряд ли принесут серьезные доходы постоянно растущему семейству. И сосредоточился на политической карикатуре. Вот здесь-то его и поджидал успех. Карикатурные рисунки Джона Дойла до сих пор считаются образцами этой разновидности искусства, никем не превзойденными в Великобритании.

Артур Конан Дойл так говаривал о своем старшем родственнике: «Мой дед был джентльмен и рисовал джентльменов для джентльменов, и сатира его заключалась не в том, чтобы искажать лица, а в остроумном сюжете».

К несчастью Артура, его родной отец, Чарльз Олтемонт Дойл, являвшийся младшим сыном в семье деда, не сумел пойти по стопам родителя, всю жизнь трудился чиновником и постепенно стал спиваться. В этих условиях воспитанием мальчика занималась его мама Мэри. Она поведала ребенку немало сказок и легенд, научила читать и, чего уж тут скрывать, более ласково относилась к нему, чем к дочерям. В дальнейшем Артур сам превратился в великолепного рассказчика, удивлявшего своих друзей выдумками про фей, эльфов, привидения и заколдованных рыцарей.

От веры к неверию

Род Дойлов принадлежал к числу правоверных католиков. В 1867 году Артура отправили учиться в закрытую школу в Ходдер-хаусе, подготавливающую детей к поступлению в иезуитский колледж Стоунихерст. Сохранилось изумительное письмо мальчика к матери: «Дорогая мама, надеюсь, у вас все хорошо. Я рад сообщить, что впервые причастился. Милая мама, я не могу выразить радость, какую испытал в этот счастливый день, когда Создатель снизошел (!) в мое сердце. Даже если я буду жить сто лет, то не смогу забыть этот день». Однако он забыл.

В колледже Артур Конан Дойл превратился в агностика. Но мнится, что отход от христианства (оправданный впоследствии жестокими порядками в учебном заведении) не был связан с личным духовным опытом. Подросток увидел и ощутил на своем примере злость нападок протестантских газет на католичество. Как ни крути, но англиканство считалось государственной религией, а католики находились под подозрением как сомнительные граждане, чтившие авторитет римского папы выше королевского. Даже встречи крикетных команд из католической и протестантской школ вызывали приступы ненависти у газетчиков. Артур любил крикет, да и спорт вообще. Он являлся капитаном команды. Все слышал и знал.

Пирог с бараниной за два пенса

Дабы иметь приличный заработок в будущем, Артур Конан Дойл поступил учиться в Эдинбургский университет на медицинский факультет. Перед студентом из-за хронического недостатка средств неизменно стоял выбор: купить ли на обед за два пенса пирог с бараниной или же потратить эти деньги в букинистической лавочке, где в окне висело рекламное объявление: «Любая книга — за два пенса»? Частенько Конан Дойл предпочитал пище пухлый печатный том, который он нес в свою комнату, трепетно прижимая к груди.

Сочинять рассказы Артур начал в университете. Но далеко не всегда его произведения получали теплый прием в редакциях журналов. Первый рассказ «Тайна долины Сэсасса» был опубликован в 1879 году, причем в университетском журнале.

Своими учителями на литературном поприще Артур Конан Дойл считал писателей: Вальтера Скотта, Эдгара По, Брета Гарта и историка Томаса Маколея.

В 1880 году Конан Дойл ушел судовым врачом на китобое «Надежда» в Арктику. Студента привлек прежде всего заработок. Уважение бывалых моряков он завоевал, нокаутировав в боксерском поединке на палубе задиристого стюарда. Арктика совершенно покорила сердце молодого человека, а вот матросский быт восторга не вызвал. Более половины команды было неграмотно. 50 фунтов стерлингов, заработанные после арктического похода, позволили Дойлу спокойно окончить университет и получить диплом.

Шерлок Холмс и бурская война

Первую частную врачебную практику Артур Конан Дойл открыл в городе Портсмуте, вернувшись из плавания на пароходе «Маюмба» к берегам Африки. Здесь же он встретился с будущей супругой и написал детективную повесть «Этюд в багровых тонах» (где впервые появляются такие персонажи, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон), принесшую автору настоящую славу.

Литературоведами подмечено, что Конан Дойл великолепно использовал в своих книгах личные впечатления и образы реальных людей, с которыми ему доводилось встречаться. Шерлок Холмс явно напоминает университетского преподавателя Дойла — доктора Джозефа Белла, а профессор Челленджер — харизматичного приятеля Джорджа Бадда, обладавшего (увы!) склочным и неуживчивым характером. Своими лучшими произведениями Конан Дойл считал исторические романы. А всему миру он все равно известен именно как автор, создавший литературный цикл о Шерлоке Холмсе…

В 1900 году Конан Дойл добровольцем, в качестве полевого хирурга, ушел на Англо-бурскую войну. После нее он написал книгу «Великая бурская война». Его патриотизм, а не литературное творчество, послужил причиной того, что король возвел автора Шерлока Холмса в рыцарское достоинство.

Вместе со своей страной Артур Конан Дойл пережил все ужасные перипетии начала XX столетия. Бойня Первой мировой войны и смерть от пневмонии в 1919 году в Бельгии любимого младшего брата — бригадного генерала Иннеса Дойла — окончательно повернули мысли писателя к спиритуализму, которым он до этого только шапочно увлекался. Сил возвратиться ко Господу нашему Иисусу Христу у Артура Конан Дойла не нашлось.

Запрещенный Конан Дойл

Кстати, спиритуализм писателя послужил формальным поводом для того, чтобы заключительные дополнительные главы научно-фантастического романа «Маракотова бездна» (1929) на русском языке до 1990 года никогда не издавались. На самом деле в главах были найдены слова с критикой репрессий, проводимых советской властью. Демон, противостоящий профессору Маракоту и желающий погубить последних атлантов, произносит следующую речь: «Я могу повелевать умами. Я властвую над скопищем черни. Я всюду, где затевают злое дело. Я был с гуннами, когда они превратили в развалины пол-Европы. Я был с сарацинами, когда они именем веры подняли на клинки всех непокорных... Это я в образе закопченного верзилы вел парижскую чернь по залитым кровью улицам. Славные были времена, но не сравнишь с недавними в России. Вот оттуда я сейчас и явился».

Духовные заблуждения Конана Дойла не должны привлекать внимания современного читателя. Они не принесут ему ни радости, ни пользы. Но со страниц книг британского писателя к нам приходят: и Шерлок Холмс, в меру личных сил ведущий борьбу со злом, и бесстрашный чудак Челленджер, и благородный рыцарь Найджел, и отважный офицер Жерар, и смелый ученый Маракот. Они нас учат оставаться людьми при самых отвратительных обстоятельствах.

XXI веку явно не хватает чести и порядочности, которые и признавались главными признаками джентльменства. А сэр Артур Конан Дойл был джентльменом, писал о джентльменах и для джентльменов.