Высокоточная эпоха
Владлен Татарский

Высокоточная эпоха

Роль нового оружия в современной войне

В постгероическую эпоху на передний план выходит высокоточное оружие, позволяющее уничтожать противника с минимальным риском для себя. Вся история войны на Донбассе – это минимальное количество стрелковых боёв на коротких дистанциях. В Славянске, в первые дни, ополчение было вооружено только стрелковым оружием, а противник имел полное превосходство в численности и технике, но как только укры получали отпор, то всякие попытки продвинуться прекращались. То же самое происходило и в других местах. После неудачных атак начинался арттеррор, который в большинстве случаев не наносил никакого урона ополчению. Конечно, нормально обученная армия действует по-другому. Вот хороший пример, опять цитирую Олега Валецкого:

“Армия, имеющая технологическое превосходство, стремится уничтожить противника, не заходя в зону действительного огня его оружия, вести бой на предельных дальностях, превратить боестолкновение в расстрел врага с безопасного для себя расстояния. Причем это может делаться в неторопливой манере. Примером может служить, как 2-й батальон 327-го американского пехотного полка (2nd battalion of the 327th Infantry Regiment) вел бой за город Ан-Наджаф в 2003 году. Иракцы заняли позиции в многоквартирных домах на городской окраине и открыли огонь из оконных проемов по наступающим американским пехотинцам и танкам. Причем огонь велся преимущественно с недолетом. Американцы остановили наступление и в течение нескольких часов (примерно с трех часов дня до девяти часов вечера) расстреливали огневые точки иракцев из ПТУР ТОУ с расстояния более 1600 метров. Американцы сделали более 45 выстрелов ПТУР. Одно артиллерийское орудие иракцев было уничтожено ПТУР. Два других - после обстрела вертолетами Кайова (Kiowa), американской артиллерией и самолетами. Бомбами также была уничтожена минометная батарея. После того, как огонь иракцев стих, американская пехота пошла вперед. Ожила одна огневая точка иракцев. На здание, где она располагалась, были сброшены две 500-фунтовые бомбы. После чего американцы остановили наступление совсем до следующего утра, поскольку «встретили более сильное сопротивление, чем ожидалось», и еще некоторое время обстреливали иракские позиции из минометов и других артиллерийских орудий и бомбили их авиацией. На следующее утро, поставив дымовую завесу перед иракскими позициями, по дороге к городу были направлены 5 поддерживающих танков батальона. Они, малоуязвимые для огня иракцев, должны были вызвать огонь на себя, а в это время остальной батальон с безопасного расстояния расстреливал бы ожившие иракские огневые точки. Однакоиракцы сдались”.

Современная война – это не ядерные ракеты, а конфликты, которые напоминают лайтовую версию Второй Мировой на разных театрах военных действий. Танки, поддержка авиацией, наступающая пехота. Другая разновидность современной войны – это фактически контртеррористические операции разного уровня сложности. Бои часто ведутся среди гражданского населения. В связи с этим возрастает роль всего спектра высокоточного оружия: дальнобойных снайперских винтовок, ПТРК 3-го поколения, управляемых боеприпасов, дронов для корректировки огня, что позволяет делать даже обычный АГС точным оружием.

К сожалению, у ВСУ есть ПТРК 3-го поколения (“Джавелины”, “Спайки”). Даже “Стугна” превосходит “Фаготы” “народной милиции” по дальности, качеству ракет и другим показателям. Идут успешные эксперименты с ударными дронами и учения расчетов “Байрактара”. Если сейчас не сделать правильные выводы, то первый удар ВСУ может быть страшнее, чем мы ожидаем.