«Солнцепёком» по украинской пропаганде
Даниил Безсонов

«Солнцепёком» по украинской пропаганде

Фильм, который возвращает людей на землю

Вчера просмотрел долгожданный фильм «Солнцепёк» и в очередной раз получил неизгладимое впечатление от современного русского кинематографа. Тяжелый фильм о судьбе Донбасса освежил в памяти события 14-го года – каждый вспомнил ту обстановку начала боевых действий, ужасы войны, первые потери. Обстановка неопределенности вынуждала многих покидать свои населенные пункты, а жизни тех, кто остался, уже никогда не будут прежними.

Фильм получился жестким, настоящим. В нём нет «примирительной» линии, нет «хэппи-энда» (во всяком случае я не считаю таковым эпизод с ЧВК «Вагнер» в завершении фильма, скорее, это намёк на продолжение, и, возможно, мы увидим ещё фильмы о Донбассе от авторов). Да и какие могут быть «хэппи-энды» в материалах, освещающих события тех лет? Сюжет держит в напряжении, нет «супергероев», которые ловят пули зубами. А два бывших «афганца», оказавшихся по разные стороны баррикад, не становятся вдруг снова закадычными друзьями. Украинский командир от ужасов войны и несложившейся собственной судьбы сводит счёты с жизнью, но во всяком случае осознаёт ошибочность своего выбора. А его сослуживец по Афганистану из Луганска до последнего не хочет брать в руки оружие и идти на защиту Республик – не потому, что трус, а потому, что уже видел войну и хочет уберечь от этого свою семью, но семья погибает. Назвать эту линию про двух «афганцев» примиренческойнельзя – она жизненная. Это гражданская война, в которой бывшие сослуживцы воюют друг против друга. Да что там сослуживцы, родственники и родные братья оказываются по разные стороны линии фронта. Практически у каждой семьи Донбасса есть история о том, как с ними перестали общаться родственники после начала войны. Да, да, даже у тех, кто не взял в руки оружие. Просто потому, что у них другое мнение на этот счёт, что они за русский мир, а не за какие-то там мифические европейские ценности. И родственники по ту сторону ЛБС не интересуются, живы ли они, как им живётся под разрывами украинских мин. Есть в этой войне и такое. А есть и те, кто переживают, молятся о своих родных с Донбасса, в душе поддерживают, но не могут повлиять ни на что. И не видятся друг с другом годами, с самого начала войны.

Для многих жителей России этот фильм станет откровением. Кто-то вспомнит чеченские войны, кто-то – Афган. Будут и те, кто вспомнит, как в 14-м приехал добровольцем на Донбасс. Те, кто никогда не видел войны или видел её только в голливудских фильмах, ужаснутся размаху жестокости и смерти. Это не «глянцевый» фильм, это почти андеграунд для современного кинематографа, только вышедший в широкие массы. В хорошем смысле этого слова.

«Солнцепёк» – это удар по украинской пропаганде. Но при этом к самому фильму не применимо слово пропаганда. Это воспоминания о боли и ужасе войны тех лет. Войны, которая по-прежнему продолжается. Войны, которая лишь эпизодично приковывает к себе внимание мировых СМИ, которая стала обыденностью для всего большого региона. Журналисты и деятели культуры приезжают сюда в командировкина определенное время, за редким исключением тех, кто находится здесь практически постоянно или перебрался полностью. Для таких эта война еще может быть наполнена каким-то военным романтизмом, но в фильме этого нет, как и в жизни. На войне нет романтики, только боль – боль воспоминаний, утрат и ощущение собственной смерти после того, как погибают твои близкие…