Визит Борреля
Анна Пономарева

Визит Борреля

Зачем европейский чиновник посетил линию соприкосновения

Визит верховного комиссара ЕС по иностранным делам Жозепа Борреля на линию соприкосновения весьма удивил украинцев, которые и не чаяли такого рода поддержки от европейского чиновника такого весомого ранга. Тем более, что птица столь высокого полета посетила Донбасс впервые за все время конфликта в регионе.

В итоге вся Украина наблюдала за трансляцией эпохального мероприятия, когда 5 января Боррель вместе с главой украинского МИД Дмитрием Кулебой знакомились с работой контрольного пункта въезда-выезда «Станица Луганская» и общались с пограничниками. А сегодня в Киеве ожидают переговоров, основными темами которых станут «сдерживание РФ от дальнейшей агрессии, в частности посредством жестких экономических санкций, продвижение мирного урегулирования на основе уважения к независимости, суверенитету и территориальной целостности Украины, воплощение гуманитарных проектов в Донбассе».

И не важно, что все это — переливание из пустого в порожнее, которое время от времени сопровождается скромными подачками (Дания, к примеру, недавно пообещала нанять консультантов за €67 тыс. для проекта по «поддержке демократии»). Но именно на этом и базируются все показательные визиты.

Да и сам Боррель объявил, его вояж несет определенную цель: таким образом Евросоюз демонстрирует поддержку суверенитету и территориальной целостности страны. Что тут скажешь, содействие, прямо слово, неожиданное, не прошло и восьми лет, как свершилось чудо. Впрочем, этот факт, равно как и визит Борреля, вызвали определенный скепсис у экспертов. Запоздала поддержка-то, и попытка ЕС догнать болид, кроме иронии, ничего не вызывает.

И, вообще, приезд главы европейской дипломатии, его заявления, в том числе о том, что «любые дискуссии о европейской безопасности должны включать Европейский союз и Украину», свидетельствуют лишь о политической деградации Брюсселя. Проморгали местные политмейкеры переговоры Москвы и Вашингтона об участи Киева, а теперь спешат вставить свое веское слово, рассказывая о недопустимости «второй Ялты», когда лишь ограниченное число стран решает судьбу европейских государств.

«Европейская дипломатия в лице Франции, Германии и Брюсселя абсолютно не справилась с ситуацией на Украине. Они показали свою полную политическую импотентность. И с помощью этого визита Боррель попытается вернуть ЕС хоть какой-то вес, в том числе в вопросе урегулирования конфликта в Донбассе… Приехать на Украину, помахать руками, что-то сказать — это попытка заскочить в уехавший поезд. Она еще раз демонстрирует бездарность, нищету европейской дипломатии. Они не могут решать проблемы, потому что несамостоятельны, а когда пытаются действовать автономно, делают это очень неумело», — цитирует «ПолитЭксперт» замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина.

О «неумелости» европейских политмейкеров свидетельствует и фактическое бездействие в рамках «нормандского формата» (неслучайно это выражение у многих вызывает исключительно негативные ассоциации). В результате Москва, наконец, осознав всю бессмысленность тратить время и силы на показательные встречи с Табаки, которые ровным счетом ничего не решают, а наоборот лишь тормозят процесс и осложняют ситуацию, перестала участвовать в дешевых перфомансах.

Более того, переговоры Владимира Путина и Джо Байдена, где напрямую обсуждалась ситуация в Донбассе, а также планирование рандеву министров иностранных дел России и США на 10 января, указали европейцам на их место. Понятно, что Брюсселю и иже с ним числиться в рядах аутсайдеров — дело непривычное, но ничего не попишешь, вернуть прежние позиции вряд ли удастся.

Так что Боррель может сколько угодно рассказывать, например, о своих планах создать военную учебную миссию ЕС на Украине (о чем он поведал еще в конце декабря минувшего года) с тем, чтобы инструкторы могли бы обучать руководящий состав ВСУ, и о решении выделить дополнительную сумму в €31 млн «для улучшения логистики и борьбы с кибератаками». Его рассказы и обещанные финансовые крохи уже не так вдохновляют украинских политиков, как раньше. По крайней мере, на Украине позволяют себе указывать, что делать еврокомиссару.

«Я бы Борреля не в Донбасс, а на линию соприкосновения с оккупированным Крымом отправил. Это было бы развитием для Крымской платформы — именно политическим развитием. И еще больше показало бы преданность Евросоюза сдерживанию России», — написал бывший глава МИД Украины Павел Климкин, отметив, что все дела ЕС являются недостаточным ответом на российские войска и вооружения у границ Украины.

Раньше этот персонаж и в страшном сне не мог себя заставить произносить столь откровенные реплики. И дело не только в приставке «экс», которая чудесным образом добавляет смелости, но и в общем разочаровании, в которое погружается Киев из-за отсутствия реальной поддержки со стороны западных «партнеров» при то и дело раздающихся возгласах: «Ату».