Погружение в войну
Владлен Татарский

Погружение в войну

Как отжившие традиции тянут армию на дно

Вчера в зоне действия 7-й бригады противник атаковал один из наших опорных пунктов в районе Веселогоровки (Светлодарская дуга). Так как официальных объяснений, что там произошло, нет, то приходится питаться слухами. Утешает только то, что противник тоже не заявил о какой-то очередной “перемоге”. Пока только достоверно известно об одном погибшем с нашей стороны. События на Светлодарской дуге, а также военное напряжение последних дней снова погрузили мой мозг в армейские вопросы.

На мой взгляд, главной бедой армии является отсутствием инициативы и некоторые традиции, которые превратились в подобие Десяти заповедей, которые ни в коем случае нельзя нарушить. Первый раз я об этом задумался, увидев у военного патруля висящий на поясе штык-нож. Это как квинтэссенция военных традиций, переходящих в глупость.

Штык-ножом можно колоть, когда он у тебя на автомате, можно использовать как молоток или перекусывать проволоку, но зачем он патрулю? Что военнослужащий патруля будет с ним делать? Резать кого-то? Защищаться?

Не надо резать яблоню до сердцевины или копать до корня, чтобы понять, хорошее дерево это или нет. Достаточно посмотреть, растут ли на этом дереве яблоки. Так и со штык-ножом. По разным мелочам можно понять всё, что нужно.

Если попробовать изменить даже такую бессмысленную мелочь, как штык-нож у патруля, то можно себе представить, как меняются боевые уставы и наставления, особенно, когда их нужно подстраивать под конкретную ситуацию, местность, условия, конкретную “гибридную войну”, в которой участвуют войска.

На моей памяти единственное, что отрабатывалось в войсках – это подъем по тревоге, сбор в парке на полигоне и формирование колонны. Раз в год проводились батальонно-тактические учения, где, помимо тревоги и сбора, мы выдвигались в район учений, там встречали условного противника, разворачивались в боевые порядки, пехота спешивалась и куда-то стреляла. На утро БМП и танки стреляли по мишеням, отбивая “атаку” врага, и отступали.

Ни разу не были проведены занятия по организации службы на опорном пункте. Не рассказывали, как эффективнее располагать огневые средства, как строить огневые точки, чтобы из них было безопасно вести огонь. Лично я нашел в интернете немецкую методичку за 1915 год, в которой рассказывалось, как правильно делать пулеметную точку, чтобы тебя в ней не похоронили. Для Донбасса она актуальна до сих пор.

Наверное, все изъяны и отжившие традиции лучше заметны людям не из системы. Только они смогут что-то поменять.