Детский милитаризм
Денис Григорюк

Детский милитаризм

Как украинцев с пелёнок учат ненавидеть русских

Некогда работа западных СМИ считалась эталонной. Стандарты, которые были приняты в редакциях в США и Европе, после расходились по иностранным изданиям. Плюрализм мнений, объективность, отсутствие эмоций, проверенная информация — это минимум из того, что культивировалось. Те, кто не следовал стандартам, априори считались «пропагандой». В частности, в этом регулярно обвиняют российские СМИ. Но это касается не всех. Либеральные издания, напротив, получают различные международные премии за свою журналистскую деятельность. Сами же сотрудники подобных изданий не считают себя коллегами с корреспондентами федеральных каналов, которые, по мнению прогрессивных и творческих личностей, «разжигают ненависть к Украине».

На практике западные стандарты журналистики оказались лишь удобной ширмой, за которой скрывалась та самая пропаганда. Это прекрасно видно во время, когда политическим элитам западных стран необходимо информационное сопровождение.

Простые украинцы готовы к войне с Россией

Западные журналисты заполонили Украину. Часть из них отправляется в зону боевых действий, а другая — остается в мирных городах. И те, и другие говорят о готовящемся «российском вторжении». Материалы о местном населении сводятся к одному тезису «украинцы готовы рвать голыми руками русских». Тренд задал командующий так называемой «Операцией объединённых сил» генерал-лейтенант Александр Павлюк, когда в Попасной дал интервью журналисту The Times.

Следом это же издание опубликовала статью о киевлянке, которая купила карабин Zbroyar Z-15, чтобы воевать с Россией. При этом в материале Марьяну Жагло представили как маркетолога, мать троих детей, которая в критический момент может оставить гражданскую жизнь и пойти в тербаты. Как выяснилось, Жагло ещё два года назад записалась в 130-й Соломенский батальон 112-й бригады теробороны Киева добровольцем.

Подобные материалы должны показать западному зрителю, что рядовые украинские жители готовы последнее отдать, чтобы отразить атаки со стороны России. Но, видимо, в редакциях посчитали, что «маркетолога» и военных с «голыми руками» не достаточно. Взялись за детей.

Дети с оружием в руках

Издание The Sun опубликовало статью с заголовком «Молодые киевские пушки: дети на Украине готовятся защищать свою страну от вторжения России».

«Украинские военные провели учебный день в Киеве, где гражданские лица всех возрастов получили экспертные советы от опытных инструкторов по вооружению. Это произошло после того, как опрос Киевского института социологии показал, что половина страны заявила, что будет сопротивляться российскому вторжению», — пишет автор публикации.

К статье были прикреплены снимки, на которых дети изображены с бутафорскими автоматами. На одном из кадров показана девочка со страйкбольным оружием в руках, а подпись к фотографии гласила следующее: «Ребенок в Киеве схватился за оружие, когда Россия угрожает вторгнуться в Украину».

Экспертное мнение украинских журналистов и российских либералов

При этом принято обвинять в детском милитаризме Российскую Федерацию. Причём делают это те самые либеральные издания, которые вроде как следуют стандартам журналистики и, разумеется, не разжигают ненависть. Обычно о детском милитаризме вспоминают во время майских праздников, когда во время торжеств по случаю Дня Победы детей одевают в военную форму, стилизованную под советскую времён Великой Отечественной войны.

«Не обошлось без показного или квашенного патриотизма и «победобесия», детишек опять рядили в военную форму и изображали с их участием танки, самолёты и даже надгробные плиты. В годы моего детства никому такое не могло прийти в голову, да и патриотическое воспитание было качественнее и со смыслом», — написал 9 мая 2021 года автор «Эхо Москвы» из Крыма Александр Горный.

Украинские же пропагандисты пошли ещё дальше. На сайте «Униан» был опубликован лонгрид, в котором утверждалось, что массшутинг в российских школах связан с наличием «Юнармии».

«Российское движение «Юнармия» — это именно то место, где российские школьники получают не самые полезные для ребенка навыки и вдохновляются не самыми радужными идеями. Ведь показательно даже то, что трагедия в Казани случилась сразу после традиционного майского «победобесия». Не станем утверждать, что Ильназ Гавялиев был участником этого движения, но если взглянуть на количество штабов «Юнармии» в Казани, то на чуть больше миллиона жителей их тут шесть – трудно обойти вниманием», — сказано в статье украинского издания.

При этом агентство «Униан» процитировало одного из «экспертов», который объяснил, почему же в российских школах случают трагедии с расстрелом детей, а в украинских - нет.

«Российские школьники не сегодня и не вчера увидели, что в их окружении, в их обществе, в их стране так уже делают. И такая модель поведения, модель мести, уже сформировалась. У кого больше оружия, тот и может навязывать свое видение другим. Убивать людей ради своих интересов – нормально… Проблема в том, что каждый примеряет это на себя. И когда страна считает, что ее окружают враги, то и отдельный человек в этой стране считает, что его окружают враги. Если государство воюет на Украине, в Сирии, ни капли этого не стесняясь и даже этим гордясь, то люди также считают, что можно совершать насилие «в благих интересах», и что это нормально. Идеология ведь какая? Все Россию травят, а она не дает себя в обиду. Человек тоже так думает. Тем более, если мы говорим о детях с несформировавшейся психикой…

Но даже тот факт, что у украинских школьников нет такой модели поведения «перед глазами», нет таких историй, является сдерживающим фактором от возможного повторения трагедии», — говорил в прошлом году заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко.

Если в первой части цитаты убрать упоминание России, то вся эта речь просто идеально ложится на украинские реалии. Но «эксперт» об этом никогда не скажет. По его логике, российские дети сейчас должны записываться в отряды для «вторжения на Украину», но этого почему-то не происходит. И, напротив, украинские дети стали вступать в специальные организации, так как «Россия угрожает вторгнуться».

Неужели после этого украинские дети стали готовиться к войне с Россией? Нет. И с этим нам помогут разобраться западные СМИ.

Детские националистические лагеря

А что, если я напомню, как западное издание TRT World в 2018 году опубликовало разоблачающий материал о националистических детских лагерях? Именно там и были показаны те самые «модели поведения», которых, по мнению «эксперта по экстремизму», у украинских детей «нет перед глазами».

В статье под названием «Почему украинские лагеря обучают молодежь убивать?» рассказывают, как радикалы навязывали идеологию ненависти к россиянам и «сепаратистам» на востоке Украины.

«Мы никогда не направляем оружие на людей. Но мы не считаем сепаратистов, маленьких зеленых человечков, оккупантов из Москвы людьми. Так что мы можем и должны целиться в них», — цитировало издание слова инструктора Юрия "Черноту" Черкашина. Он принимал участие в боевых действиях в Донбассе и передавал свой опыт детям, среди которых самым старшим был 18-летний парень, а самому младшему было 8 лет.

Министерство молодежи и спорта Украины выделяло $150 тыс. (около 4 миллионов гривен) в 2017 году на финансирование националистических молодежных лагерей. Чем же занимались дети в этих лагерях, кроме как учились стрелять в русских? Пели под гитару с изображением бомбы, падающей на мечеть, националистические песни, просыпались ночью от взрыва светошумовой гранаты, а также слушали лекции об «извращении современных большевиков, которые пришли к власти в Европе».

Выходит, что не вчера и даже не в прошлом году, после того как США сообщили о готовящемся «вторжении России», украинских детей готовили к войне с российской армией. Получается, что ещё пару лет назад западные СМИ срывали покровы с украинских националистических детских лагерей, а в этом году сообщают, что украинские дети взяли в руки оружие, потому что «Россия угрожает вторгнуться на Украину».

Из этого следует один вывод — если раньше западные СМИ являлись эталонами объективной журналистики, то сейчас стандарты работы англоязычной прессы можно считать той самой «пропагандой», которая разжигает ненависть. И российские либералы, и украинские пропагандисты неплохо пользуются показанными примерами.