Европе не нравится
Петр Иванченко

Европе не нравится

статус заложника США

Европейские политологи и экономисты ломают голову над «необъяснимой» антироссийской политикой США

Выступая на юбилейном X Евразийском экономическом форуме 19 октября в Вероне, президент Фонда международного сотрудничества, бывший премьер-министр Италии Романо Проди заявил, что европейцы становятся жертвой односторонней политики США, приведшей к разрыву экономических контактов с Россией, которая теперь вынуждена ориентироваться на Восток.

Главная тема форума, в котором принимают участие бизнесмены и представители администраций из Италии, России, Китая, — «Большая Евразия как движущая сила в современном международном геополитическом и экономическом контексте».

«Если в 2012 году доля стран ЕврАзЭс в экспорте в страны Евросоюза превышала 8%, сейчас она опустилась до 4,8%. Я действительно поражён тем, как санкции изменили наши отношения и какой вред нанесли нашему сотрудничеству», - приводят СМИ слова Проди.

«Если у нас был объем товарообмена €134 млрд. в 2012 году, 118 — в 2014, 86 — в 2015 году, то есть по сути сократился на 25%. Это в тот период, когда, несмотря на определенные экономические сложности, международная торговля развивалась достаточно успешно. Понятно, что произошел определенный отход от политических позиций и страны ЕАЭС сейчас в большой степени смотрят на Восток, чем на Запад», - добавил бывший премьер-министр Италии, вызказав опасение, что если эта тенденция будет устойчивой, она станет не просто долгосрочной, а постоянно действующей, с крайне негативными для ЕС последствиями.

«Стал очевидным разворот России на Восток и это впечатляет. Мы европейцы, по-видимому, сейчас становимся жертвами той политики, за которую сами не голосовали», - подчеркнул эксперт, признав, что Европа становится заложником Вашингтона.

«Мы, по сути раздавлены вот этой политикой. Я хочу сказать, что мы далеко не полностью используем свой потенциал. Отделять Европу и Россию со стороны США, мне кажется, это ошибка, которая в исторической перспективе совершено необъяснима», - заявил Проди.

Впрочем, он тут же нашел, по крайней мере, одно объяснение «необъяснимой» политики, заметив, что США так построили свою политику, что в результате санкций они не только не потеряли, но ещё и заработали на них.

На самом деле, действия Вашингтона очень хорошо понятны и легко объяснимы. Стремительно дряхлеющая глобальная империя, теряющая свое некогда абсолютное влияние в мире, с тревогой смотрела на рост и укрепление экономических связей Европы с Россий, которые неизбежно стали бы основой и для политического сближения. И можно не сомневаться, что нацистский мятеж на Украине с последующим установлением там фашистско-клептократического режима, осуществленный усилиями американцев и их агентов влияния в ЕС, имел целью, в том числе и разрушение отношений между Россией и Европой.

Помимо геополитических задач высочайшего уровня, эта политика призвана решить и вполне прагматичные, сиюминутные вопросы американского бизнеса. Например, вытеснение российских экспортеров с европейского рынка энергоносителей в пользу американских поставщиков или расширение рынка сбыта американского вооружения за счет расширения НАТО и увеличения военных программ членов организации и стран, участвующих в программах блока.

Собственно, ничего принципиально нового в этой политике нет. Она есть ни что иное, как попытка воспроизвести ту, что Вашингтон реализовывал в годы холодной войны. Однако сегодня ситуация здорово отличается от той, что была в прошлые времена. Во-первых, потому что происходящее нельзя представить как противостояние двух политических систем. Во-вторых, Европа вовсе не горит желанием вновь погрузится в глобальную военную конфронтацию. И в-третьих, такие страны, как Германия, Франция, Италия и некоторые другие, стали гораздо более самостоятельными и не стремятся вновь поставить свою политику в полную зависимость от Вашингтона, который признает только свои интересы.

Другими словами, Проди высказал не столько свое мнение, сколько позицию капитала «Старой Европы», крайне обеспокоенного перспективой потери российского рынка, и стремлением США заставить Европу не только стать заложником агрессивной политики Вашингтона, но еще ее и оплачивать. И недовольство этими действиями Штатов уже облеклось в форму организованного сопротивления, которое не могут игнорировать даже такие проамериканские политики, как например Меркель.

Впрочем, как мы видим на примере речи Проди, европейцы еще не готовы, отстаивая свои права, вступить в жесткое противостояние с США, именно поэтому он и называет вполне сознательную, продуманную и целенаправленную политику США «ошибкой».