Их звериная сущность
Анатолий Агранин

Их звериная сущность

О звериной сущности НАТО давно известно, но приведём ещё один факт двуличия натовской политики.

В 1949 г. Португалия была среди стран-основательниц Североатлантического альянса. Страной тогда правил диктатор Антониу ди Салазар. Как и положено диктатору, у власти он находился долго. На момент присоединения Португалии к НАТО – уже 17 лет. Всего он был руководителем государства с 1932 по 1968 гг., т.е. 36 лет! И ничего, никто из западных демократических стран не пенял ему на это.

Сходили Салазару с рук и репрессии. Он создал праворадикальную военизированную организацию Португальский легион, преобразовал спецслужбы в Международную полицию защиты государства (ПИДЕ). Многие сотрудники ПИДЕ воевали в Испании на стороне франкистов, плечом к плечу с германскими нацистами и итальянскими фашистами.

ПИДЕ контролировала корреспонденцию и телефонные разговоры в стране, развернула облаву на недовольных режимом Салазара. Агентами ПИДЕ был убит лидер оппозиции генерал Делгаду, уморен в тюрьме до смерти лидер португальских коммунистов Бенту Гонсалвиш.

В 1936 г. на одном из островов Кабо-Верде (тогда португальской колонии) появился концлагерь Таррафал. Здесь содержались политические заключённые как из Португалии, так и из португальских колоний. Узников пытали. Например, надолго закрывали в карцере, где температура достигала +70 С. Избиения были обычным делом. В Таррафале от издевательств погибли не менее 30 заключённых (среди них Гонсалвиш).

Таррафал курировала ПИДЕ. Она установила рабочие контакты с гитлеровским гестапо, спецслужбами испанского диктатора Франко и итальянскими фашистами. Гитлер в знак особой признательности подарил Салазару броневик.

Напоминаю, всё это происходило в демократической по западным меркам стране-основательнице НАТО. Ни у кого из тогдашних столпов демократии (США, Франция, Великобритания) претензий к Португалии не было.

В 1960-х началась война против португальского владычества в Индии, Гвинее-Бисау, Мозамбике и Анголе. Индийской армии удалось быстро выбить португальские войска из Гоа (сейчас Гоа – популярный курорт). Салазар в отчаянии приказал схватить 1200 мирных индийцев, находившихся в Португальской Африке, чтобы обменять их на португальских военнопленных.

Война в Гвинее, Мозамбике и Анголе растянулась на долгие годы. Агентами ПИДЕ был убит самый видный деятель мозамбикского сопротивления – Эдуарду Мондлане, патриот и интеллектуал.

Португалия была вынуждена держать крупные военные силы в Африке. Это отвлекало её от выполнения обязательств в НАТО. Партнёры Лиссабона по альянсу вовсе не осуждали Салазара за дискриминацию и уничтожение африканцев. Они лишь просили не забывать между убийствами африканцев о важности НАТО для Португалии.

Когда в 1970 г. португальцы вторглись в Гвинею-Бисау, Совбез ООН осудил действия Салазара, а США, Франция и Великобритания воздержались от голосования. Ворон ворону глаз не выклюет.

СССР, Китай, Куба, ГДР оказывали военную и экономическую помощь африканским партизанам. В советских военных вузах появились чернокожие курсанты. Полученные навыки они применяли потом на практике.

Колониальная война длилась с 1961 по 1974 гг. и была проиграна португальцами. Самыми успешными оказались партизаны Гвинеи-Бисау. В 1973 г. они объявили о свержении колониального ига. Салазар об этом не узнал. Он умер в 1970 г.

Современные португальцы положительно оценивают роль Салазара в истории. Их не печалит, что он был жестоким диктатором, колонизатором, союзником нацистов и фашистов.

В 2007 г. теле-голосованием Салазару присвоили звание «Великий португалец». За него проголосовали больше телезрителей, чем за основателя Португалии короля Альфонсу I.