Туркмения стремится диверсифицировать экспорт газа

В четверг в Туркмению прибывает президент Афганистана Хамид Карзай. На повестке дня - обсуждение строительства трансафганского газопровода, который для Туркмении является лишь одним из возможных маршрутов экспорта газа.



Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов не раз заявлял о диверсификации экспорта энергоресурсов страны. "Работы по реализации проектов газопроводов Туркменистан-Китай, Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, Туркменистан-Европа через Каспийское море не ослабевают", - подчеркивал он.


Однако до сих пор афганский проект считался наименее вероятным из всех маршрутов, в числе которых есть и такие, что в обход России ведут в Китай и Европу. Кроме того, возобновились и разговоры о возможности строительства трубопровода в Индию через территорию Афганистана и Пакистана, передает ВВС.


Эксперты полагают, что Москва не в восторге от того, что в Туркмению зачастили иностранные делегации, обсуждающие вопросы, связанные с экспортом газа: именно Россия сегодня является главным импортером туркменского газа.


По условиям соглашения, заключенного с "Газпромом" в 2003 г. тогдашним туркменским президентом Сапармуратом Ниязовом, Туркмения обязуется поставлять России до 90 млн кубометров газа до 2028 г. Россия закупает газ у Туркмении по цене $100 за тысячу кубометров и продает в Европу по цене $250-300.


Поэтому диверсификация Туркменией экспортных маршрутов может привести к тому, что "Газпром" потеряет огромные прибыли, а Россия - возможность диктовать цены в Центральной Азии, и, как указывают наблюдатели, Москва пытается не допустить реализации такого сценария.

По словам аналитика по энергетическим вопросам в Каспийском регионе Роберта Корзайна, "Россия пытается контролировать не только месторождения, но и инфраструктуру - трубопроводы, станции по закачке, терминалы". В мае президенты России, Туркмении и Казахстана подписали трехсторонний договор о строительстве прикаспийского трубопровода, который будет поставлять 10 млн кубометров туркменского газа в Россию. Планируется, что новый трубопровод пройдет вдоль Каспийского моря по территории Туркмении и Казахстана, а затем соединится с российским трубопроводом.


Как сообщает ВВС, после визита афганской делегации в Ашхабад приедут российские представители. Ожидается, что на заседании российско-туркменской межправительственной комиссии будут обсуждены детали окончательного договора по прикаспийскому трубопроводу. Соглашение о его строительстве не лишает Туркмению возможности разрабатывать и другие проекты, не связанные с "Газпромом". К примеру, в ближайшее время может стать реальностью экспорт газа в Китай.


Именно между Китаем и Россией сегодня разворачивается борьба за доступ к энергоресурсам. "Запад сейчас выступает как посторонний наблюдатель в их борьбе", - считает Корзайн.


В апреле прошлого года стороны подписали соглашение об экспорте 30 млн кубометров газа в Китай. Ожидается, что строительство трубопровода для поставки договоренного газа закончится в 2009 г.


Визит президента Бердымухаммедова в Пекин, намеченный на середину июля этого года, подтверждает интерес Туркмении к проекту. Основным вопросом во время встречи будет строительство туркмено-китайского газопровода. Профессор Джонатан Стерн из Оксфордского энергетического института считает, что идея строительства этого газопровода реальна, только если Китай оплатит расходы по разведке, добыче и транспортировке газа.


"Если учитывать экономическую целесообразность проекта, то она нереальна, но китайцы не руководствуются этими критериями при рассмотрении энергопроектов", - говорит Стерн, подтверждая, что китайское правительство согласно на затраты.

Главный вопрос заключается в другом: хватит ли у Туркмении ресурсов на выполнение своих обещаний? До сих пор не была проведена ни одна независимая экспертиза, которая бы определила возможные запасы газа в стране. Тем не менее, туркменское правительство заявляет, что газа в стране хватит на всех: только недавно открытое месторождение Южный Ялотань оценивают в 7 трлн кубометров газа.