Посягнули на святое
Анна Пономарева

Посягнули на святое

Украинские власти в очередной раз позабавили общественность. Чиновникам урезали зарплату, да не на крохи какие-нибудь скромные, а в 26,5 раз! Что же там тогда осталось, спросит удивленный обыватель. Осталось. Получали самые высокооплачиваемые украинские чиновники 1,25 млн гривен ($46,3 тыс.), а теперь будут рассчитывать всего лишь на 47,23 тыс. гривен ($1,75 тыс.).
На первый взгляд, замечательная идея экономии. Вот только мера эта не долгосрочная, а лишь для красного словца. Местные популисты придумали ее всего лишь на время карантина, который вряд ли продержится на Украине больше месяца. Пока его сроки ограничиваются 11 мая. К тому же для большинства чиновников зарплата, как известно, — это дополнительный приработок. Зато для поддержания рейтингов президента и премьера сокращение выплат — прекрасная мера. Так зачем же отталкивать руку, которая прикрывает и кормит? В этом случае можно и потерпеть, поиграть в затягивание потуже поясов.
Соответственно, чиновники не роптали, и правительство гордо оповестило народ: «Установить, что в апреле 2020 года и на период завершения месяца, в котором отменяется карантин, месячный размер зарплаты руководителей, членов исполнительных органов, а также вознаграждения членов набсоветов государственного сектора экономики (включая государственные банки) не должен превышать 47 230 гривен».
Надо сказать, что премьер Денис Шмыгаль еще в марте этого года выступал с предложением сократить зарплаты топ-чиновникам и худо-бедно таким образом нивелировать разницу между размерами выплат руководству предприятий государственного сектора и работникам этих компаний, однако тогда глава правительства был значительно скромнее, его смелость ограничивалась сокращением зарплат в два раза.
А, между тем, вопрос с высокими выплатами избранных чиновников — весьма болезненный для Украины. Например, еще в начале этого года вокруг зарплат и премий министров возник скандал, так как ряд членов правительства в декабре получили по 100 - 200 тыс. гривен (до $7,4 тыс.) премий помимо своих зарплат. Рекордсменом оказалось Министерство культуры, где один из чиновников обогатился на полмиллиона гривен. И это притом, что в марте средняя заработная плата на Украине, по данным Госстата, составила 11 446 гривен ($424), а пенсии — 2,5 тыс. гривен ($100).

Однако теперь Шмыгалю не до скромности в финансовом вопросе, так как речь идет о жизни и смерти, учитывая массовое недовольство сограждан, которое вот-вот выльется в беспощадный бунт. Первые ласточки уже не заставляют себя ждать. Сегодня, к примеру, киевская полиция силовым способом подавила «голодный бунт» столичных предпринимателей-рыночников. Митингующие вышли к зданию правительства, несмотря на карантинные меры, требуя открытия рынков и магазинов. Торговцы протестовали не только в Киеве, но и в других регионах Украины. Так, в Полтаве провели автопробег под лозунгом «За сохранение малого бизнеса», а в Хусте на Закарпатье перекрыли приграничную трассу Мукачево-Рогатин-Львов. Вчера смягчения карантинных мер и открытия рынков требовали в Краматорске и Каменце-Подольском, в Бершади и Тульчине, в Черновцах и Херсоне. Торговцам, как известно, выбирать не приходится, боятся они не коронавируса, а элементарного голода. Если придерживаться самоизоляции, которую ввели местные власти, не предоставив никакой финансовой поддержки, этим людям просто не выжить. Тем более, что у тех же киевлян есть поводы для возмущения, чего только стоит такая красная тряпка, как ресторан «Велюр», который продолжает работать в самом центре столицы. Местные СМИ сообщают о том, что здесь любят попастись соратники украинского президента Владимира Зеленского и представители олигархов. Иными словами, пока простых людей вынуждают соблюдать карантинные меры, знать пирует во время коронавируса. Заведение принадлежит депутату Верховной рады от фракции «Слуга народа» Николаю Тищенко. И этот персонаж, не стесняясь нелепости своего объяснения, заявил, что его ресторан — это «штаб спасения Киева». Однако такого рода штаб в условиях массовой безработицы и нищеты вызывает у народа справедливый гнев. Особенно, учитывая, что владельцев общепитовских точек стали штрафовать за вынос на улицу даже кофе, в городах запретили функционирование фермерских рынков, а жителей отправляют в супермаркеты, где цены дороже, нежели на частных рынках.

Источник