Санкциям вопреки
Алексей Зотьев

Санкциям вопреки

Российский банковский сектор существенно увеличил свою прибыль

Сегодня сложно достоверно предположить, сколько времени отводили российской экономике западные функционеры, объявившие нам беспрецедентную санкционную войну в феврале 2022 года.

Учитывая масштаб экономического давления, формируя свою стратегию, «западные партнеры» вряд ли думали о годах, ведя счет на месяцы, если даже не на недели. Новые и новые пакеты санкций, арест и заморозка российских активов, уход западных корпораций с российских рынков, запрет поставок российских товаров на зарубежные рынки – все это в совокупности должно было в кратчайшие сроки «поставить экономику России на колени» и спровоцировать внутренние недовольства, которые и должны были стать большой и жирной точкой в истории действующего руководства РФ.

Минувшие с той поры без малого два года показали, что расчеты наших недоброжелателей оказались неверны, российская экономика продемонстрировала удивительную стрессоустойчивость, место покинувших рынок западных корпораций тут же заняли российские производители и компании, расположенные на территории дружественных государств, а объем замороженных активов оказался не столь глобальным. Следовательно, данный демарш не увенчался успехом и не стал фатальным для нашей национальной экономики. Более того, по истечении двух календарных лет рост ВВП Российской Федерации превысил рост аналогичного показателя крупных и «эталонно стабильных» западных государств, инициировавших данные санкции.

Сегодня западные аналитики в очередной раз «забили в набат», убеждаясь в правильности своих выводов о деструктивной роли введенных в отношении России санкций, деструктивной в первую очередь по отношению к их авторам, после того, как достоянием гласности стали итоги работы российского банковского сектора. Как оказалось, по итогам 2023 года российские банки заработали в 16 раз больше, чем по итогам 2022 года.

Несмотря на то что Центробанк РФ, делая прогнозы об объеме прибыли в 2023 году, рассчитывал на сумму, не превышающую 1 трлн рублей, итоговый показатель составил 3,3 трлн рублей, что, к слову, эквивалентно сумме в 37 млрд долларов, превысив таким образом итоговый показатель 2022 года в 16 раз.

«Банковский сектор выглядит стабильным, и на данный момент я не вижу никаких тревожных сигналов, — цитирует британское издание Financial Times слова научного сотрудника Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Александры Прокопенко, прежде работавшей в ЦБ РФ. — Сектор снова накапливает деньги. Если российская экономика столкнется с новым внешним шоком, у нее будет буфер, которым она сможет воспользоваться, и правительству не придется тратить деньги на ее спасение».

Исходя из выводов западных финансовых аналитиков, российский банковский сектор не только сохранил свои позиции, но и накопил некий запас прочности, который позволит в случае необходимости обеспечить стабильную работу финансово-кредитных организаций.

Как считают западные эксперты, столь масштабному росту прибыли российских банковских структур способствовал ажиотаж вокруг субсидируемой государством льготной ипотеки (несмотря на то, что побочным эффектом стал резкий рост стоимости жилья. – Прим. ред.), а также бум финансирования для покупки активов покидающих страну западных компаний.

По итогам года объемы ипотечного кредитования выросли на 34,5%, чему способствовала политика руководства страны, активно поддерживающего данный вид сделок. Совокупный портфель корпоративных банковских кредитов в 2023 году также вырос более чем на 20%, при этом новые кредиты на сумму 500 млрд рублей связаны со сделками о выходе иностранных компаний из России.

Вроде бы простые цифры, но просто вдумайтесь, какие за ними сокрыты глобальные смыслы. Рост ипотечного кредитования по сути своей говорит о росте продаж жилья. Рост продаж жилья стимулирует развитие строительной отрасли, которая не только придает дополнительный импульс предприятиям, производящим строительные материалы и обеспечивает стабильные отчисления в бюджеты всех уровней, но и создает новые рабочие места (хотя значительная часть компаний и предпочитают вместо найма граждан РФ привлекать к работе мигрантов. – Прим. ред.). Что касается приобретения иностранных активов, то стоит понимать, что речь идет в первую очередь о действующих и стабильных предприятиях, которые производят довольно серьезный ассортимент товаров различного назначения. И именно благодаря данной политике государства, активно поддерживаемой банковским сектором, сегодня на территории страны производится все то, что ранее производилось иностранными компаниями, работавшими в интересах отнюдь не нашего государства.

Самое удивительное, то, что заставляет иностранцев задуматься над «российским экономическим феноменом» – это факт того, что все это, начиная от роста ВВП, развития промышленности, роста доходов от продажи энергоносителей, увеличения темпов гражданского, промышленного и дорожного строительства, происходит на территории государства, в отношении которого введено беспрецедентное количество санкций и ограничений, и которое вынуждено вступило в военное противостояние с коллективным Западом, сконцентрировавшим свои ресурсы для решения серьезной задачи – продвижения своих границ на восток. Парадокс? Несомненно! И именно понимание процессов, происходящих на территории нашей страны, сегодня заставляет руководство западных государств не только сделать выводы об ошибочности своих решений, но и откровенно задуматься о своем будущем, которое в условиях стремительно меняющихся геополитических реалий вряд ли будет таким же сытым и стабильным, как это было ранее.