Россия и Сербия – вместе
Мария Рузанова

Россия и Сербия – вместе

Братья-сербы верны союзничеству и продолжают верить в Россию

В знак солидарности с народом России Республика Сербская провозгласила 24 марта днем траура в своей стране. По трагичной случайности в этом году день нашей национальной скорби по погибшим при теракте в «Крокус Сити Холле» совпал с 25-й годовщиной начала агрессии НАТО против Югославии.

Выступая на церемонии возложения цветов представителями Народного фронта, посол Сербии в Москве Момчило Бабич заявил: «Я скажу, что каждое 24 марта москвичи здесь [на территории посольства] всегда с нами, цветы и всё остальное. Они скорбели с нами. Сегодня мы тоже скорбим с вами, и нам очень жаль, что всё это вообще происходит».

Единственной «рациональной» целью недавнего теракта в Подмосковье могло быть стремление посеять в нас страх и внести разлад. Но с каждым своим ударом наши враги получают обратный результат – народ России сплачивается. Тысячелетняя история Руси свидетельствует, что в трудностях проявляются лучшие черты русского характера и куется единство нашей многонациональной страны. Лучше, чем кто-либо другой мы умеем держать удар.

Сербию иногда называют «маленькой Россией» и те, кто ее любят, и те, кто — ненавидят. Сербия, также как Россия, имеет способность восставать из пепла.

Бывший директор Агентства безопасности и информации Сербии Александр Вулин, вспоминая события 25-летней давности, заявил: «Агрессия блока НАТО против Югославии — последнее масштабное и безнаказанное преступление кровавого ХХ века. Может быть, Бог их простит, а мы, сербы, нет!». В интервью одному из российских СМИ он сказал, что нападение Североатлантического альянса намеревалось задушить Сербию, но задушило международное право. Сербия выжила, а международное право — нет, отметил А. Вулин.

Формальным поводом для натовской агрессии против суверенной Югославии послужила так называемая «резня в селе Рачак», где 15 января 1999 г. сербские военные якобы расстреляли мирных албанских селян.

На самом деле, как позднее выяснилось, в ночь с 14 на 15 января 1999 г. сербские силы безопасности провели операцию против бойцов албанской военизированной террористической организации «Освободительная армия Косова» (ОАК). Террористы организовали в селе базу и регулярно совершали из него атаки против военных, полицейских, госслужащих, «нелояльных» албанцев, похищали людей. Правительство Югославии предупредило наблюдателей ЕС о предстоящей операции, и те вместе с журналистами Associated Press и Reuters прибыли на нескольких джипах и остановились недалеко от поселка. После 16-часовой спецоперации спецназ полиции покинул позиции. На месте боя должно было остаться оцепление полиции и военных, однако по невыясненным по сей день причинам оно было снято.

А дальше произошло то, что по стилю очень напоминает репетицию «Бучи» — убитые во время спецоперации югославской полиции боевики были переодеты в гражданскую одежду и сброшены кучей в овраг. На следующее утро в село Рачак прибыл глава миссии международных наблюдателей Уильям Уокер, а на месте «кровавой резни» появились журналисты. Была запущена пропагандистская кампания против сербов с целью подготовить мировое общественное мнение к «гуманитарной интервенции» в Югославию, якобы совершающую этнические чистки и геноцид беззащитного албанского народа Косова.

Свое «гуманитарное» вмешательство под названием «Союзная сила» НАТО провёл без санкции Совета безопасности ООН. В операции участвовали 19 стран-членов Североатлантического альянса во главе с США.


По данным НАТО, за время операции авиация альянса совершила свыше 10 тыс. бомбовых ударов, в результате которых, по данным Сербии, погибли от 3,5 тыс. до 4 тыс. человек, были ранены около 10 тыс., две трети из которых — мирные жители.

За три месяца «гуманитарных» бомбардировок Югославии на Сербию было сброшено до 15 тонн снарядов с обедненным ураном, после чего страна заняла первое место по числу онкологических заболеваний в Европе.

Министр здравоохранения Республики Сербии Миличевич в тот период отмечала: «Наши химические заводы не бомбил даже Адольф Гитлер! НАТО же спокойно делает это, уничтожая реки, отравляя воздух, убивая людей, страну. Над нашим народом проводится зверский эксперимент с использованием новейшего оружия».

На исходе ХХ в. Запад разрушил суверенное европейское государство, проводящее независимую политику. Многие эксперты небезосновательно полагают, что это была «проба пера» перед последовавшими попытками раздробить страну, похожую своей многонациональностью и многоконфессиональностью, но покрупнее — Россию.

В связи с 25-й годовщиной начала бомбардировок коалиции НАТО территории суверенной Югославии в Госдуму РФ внесен проект обращения палат Федерального собрания к Организации Объединенных Наций (ООН), международным парламентским организациям и парламентам иностранных государств. Депутаты призывают осудить военную операцию и принять меры по привлечению государств-членов НАТО к международной ответственности. Пришла пора дать справедливую оценку преступному альянсу.


В документальном фильме Андрея Кондрашова «Белград», лидер Сербии Александр Вучич прокомментировал своё заявление, высказанное в Сочи в 2019 г., о том, что если бы в 1999 г. на посту президента РФ был Владимир Путин, все могло бы сложиться иначе: «Я сказал то, что думаю. Так же думает каждый человек в этой стране. Не забывайте, я просто хочу, чтобы наши русские друзья знали, и я уверен, что вы сделаете возможным для них услышать это. Некоторые прежние руководители Российской Федерации вводили против нас санкции через три дня после американцев. Представьте, маленькая Сербия до сегодняшнего дня не ввела санкции против России. Они [НАТО] это использовали и нашли способ нас бомбардировать, чтобы уничтожить нашу страну, потому что не было противовеса на глобальном уровне, не было никого, кто мог бы тогда оказать им сопротивление».

В том же фильме Владимир Путин заявил, что бомбардировка Югославии странами НАТО является огромной трагедией. «Они [сербы] духовно нам близки. И на протяжении веков, я хочу это подчеркнуть, на протяжении веков они были самым надёжным союзником России», - сказал президент России.

Сербский экономист, общественный деятель и публицист Горан Шимпрага в 2022 г. после начала СВО заявлял, что «Россия — единственная страна, способная предложить миру новый морально-этический, духовный фундамент. Мир нуждается в этом. В Европе люди теряют почву. Им внушают новые ценности, и мы наблюдаем грехопадение, о котором предупреждали святые отцы». А двумя годами ранее, находясь в Крыму на фестивале кино и телефильмов духовно-нравственного содержания «Святой Владимир» в качестве главы сербской делегации, он делился личной историей любви к России: «В Хорватии, где я родился, всегда было среди сербов русофильство. Мой дедушка называл Россию матушкой, и говорил, что мы без неё, как народ, не выжили бы. Многие, как и я, впитали любовь к вашей стране, что называется, с молоком матери. Я никогда не забуду слова Никиты Михалкова во время премьерного показа его фильма «Солнечный удар» в Белграде…: “Американцы обладают колоссальной военной мощью. Но это воины, которые не умеют воевать, решают всё только техническим превосходством. А у нас воевали губная помада, пепельница, птица, лес, всё воевало… [прим. – советские люди использовали смекалку и пускали в дело всевозможные подручные средства, превращая их в оружие]”. Мы, сербы, понимаем, о чём говорил Никита Сергеевич: русские воевали, как всегда, — духом. …Памятуя слова Тютчева “в Россию можно только верить”, я верю в страну под покровом Богородицы».

Спасибо, что продолжаете верить в Россию, братья сербы! С Божьей помощью, не подведем. Постараемся.