Сигнал от китайского русофоба
Алексей Сокольский

Сигнал от китайского русофоба

Информационная пощечина России и политическая игра Пекина

Сторонники безудержного сближения с КНР в России получили самую настоящую информационную пощечину. Весьма влиятельное в глобалистских кругах британское издание «The Economist» опубликовало 11 апреля 2024 г. статью профессора Пекинского университета Фэн Юйцзюня под названием «Россия обязательно проиграет на Украине» («Russia is sure to lose in Ukraine»), в которой тот предрекает полный провал СВО.

Разброс мнений в российских СМИ лежит в диапазоне: от «чепухи нищего профессора» и до «Китай нас предает». Однако при любом анализе текста очень важно не поддаваться эмоциям и все оценивать объективно, не впадая в идеологический раж.

Начнем с того, что принадлежность товарища Фэна к Пекинскому университету пока не доказана. Но это ничего и не значит.

Автор статьи на самом деле является серьезным и влиятельным экспертом в сфере отношений с РФ и геополитике Евразии. Он вроде бы еще не ушел с должности директора Центра исследований России и Центральной Азии Фуданьского университета. В свое время принимал участие в международном форуме «Валдай».

Кроме того, в 2023 г. профессор лично курировал группу китайских ученых, готовившую ежегодный совместный доклад РСМД, ИКСА РАН и ИМИ Фуданьского университета «Российско-китайский диалог: модель 2023».

В его биографии также числятся факты работы в Московском госуниверситете (2005-2006 гг.) и в Славянском исследовательском центре при японском Университете Хоккайдо (2010-2011 гг.).

Профессора неоднократно приглашали для выступлений различные телеканалы, принадлежащие к глобальным медиакорпорациям, например, BBC и NHK. Но и в КНР он не забыт, ибо достаточно регулярно появлялся в программах CCTV, то есть центрального телевидения КНР.

Фэн Юйцзюнь Россию изучает основательно и относительно добросовестно, но при этом является отменным русофобом. Чтобы осознать такую данность, достаточно просмотреть его работы, опубликованные задолго до СВО. Он неизменно предсказывает: то крах российской экономики, то разгул социальной стихии в РФ, то катастрофу «путинской системы управления». Фактически профессор мыслит в парадигме российских либералов, хотя и живет в якобы коммунистическом Китае.

В статье от 11 апреля 2024 г. Фэн Юйцзюнь практически ничего нового по сравнению с западными аналитиками из глобалистской обслуги и не сказал. Кратко его тезисы выглядят так: «На ход войны будут влиять четыре основных фактора. Первый — это уровень сопротивления и национального единства, демонстрируемый украинцами, который до сих пор был экстраординарным. Второе — это международная поддержка Украины, которая, хотя в последнее время и не оправдывает ожиданий страны, остается широкой. Третий фактор — это природа современной войны, состязания, в котором задействованы сочетание промышленной мощи и систем командования, контроля, связи и разведки… Последний фактор — это информация. Когда дело доходит до принятия решений, Владимир Путин оказывается в информационном коконе, из-за того, что он так долго находится у власти. Российский президент и его команда по национальной безопасности не имеют доступа к точным разведданным. В системе, которой они управляют, отсутствует эффективный механизм исправления ошибок. Их украинские коллеги более гибки и эффективны.

В совокупности эти четыре фактора делают окончательное поражение России неизбежным. Со временем она будет вынуждена уйти со всех оккупированных украинских территорий, включая Крым. Ее ядерный потенциал не является гарантией успеха».

В обоснование своей мысли далее профессор Фэн приводит пример США, которые вынуждены были уйти из Кореи, Вьетнама и Афганистана, несмотря на обладание атомным оружием. И еще он говорит, что вот Китай в отличие от РФ проводит миролюбивую политику и не собирается нападать на Тайвань.

Далее — КНР не оправдывает «агрессию» России против Украины, а отношения между Пекином и Москвой стали гораздо холоднее после 2022 г. И вообще Китай интересуют только экономические выгоды, получаемые от РФ.

Надо сказать, что после таких слов неизбежно возникает вопрос о компетентности китайского ученого. США ведь никуда из Южной Кореи не ушли. Эта страна является одним из вернейших союзников Вашингтона в Тихоокеанском регионе. А ситуации во Вьетнаме и Афганистане совсем не аналогичны украинскому конфликту. Украина привязана к России гораздо серьезнее, чем та же Маньчжурия к территории, собственно, Хань.

Кстати, КНР, обладая ядерным потенциалом, так же, как и США, не смогла сломить сопротивление Вьетнама ни в «первой социалистической войне» (1979), ни в последующих вооруженных конфликтах, продолжавшихся вплоть до 1991 г.

Если разбираться без нервов, то Фэн Юйцзюнь огласил для Запада то, что тот и желал услышать.

Безусловно, если Россия по дипломатическим каналам обратится к руководству КНР за разъяснениями по поводу статьи, то наверняка получит ответ, что она является личным мнением профессора или же точкой зрения части элиты (пресловутых «комсомольцев»), отодвинутой от властных рычагов.

Однако обольщаться в данном случае не стоит. Учитывая специфику внутриполитической китайской кухни, размышления Фэн Юйцзюня не могли быть опубликованы в западной прессе без негласного одобрения надзорных партийных или административных органов.

Надо учитывать всю сложность исторических взаимоотношений между Российской Империей, СССР, РФ и Китаем во всех его ипостасях. Не надо забывать, что от песенок со словами «С нами вместе тот, кто юн! Сталин — Мао Цзэдун, Сталин — Мао Цзэдун!» переход к атакам хунвэйбинами советских пограничников составил всего 15 лет.

Необходимо отметить, что за последние 200 лет тогдашние руководители России/СССР совершили две крупнейшие геополитические ошибки, исходя из ближайших перспектив и без учета долгосрочного развития мировых процессов.

В 1867 г. была продана Аляска еще и с береговой полосой шириной в 10 миль вдоль западного берега Британской Колумбии, Александровским архипелагом и Алеутскими островами правительством Александра II.

Мотивация — возможность ее захвата недружественной Британской империей и существенное сокращение государственных расходов на отдаленный край (инициатива министра финансов Рейтерна и посланника в Вашингтоне Стекля). Но ведь даже в годы Крымской войны (1853-1856 гг.) англичане, совершив налет на Камчатку, рисковать с оккупацией Аляски не стали, ибо понимали — себе дороже, Канада-то у русских находится под боком.

А расходы возросли из-за необоснованной бюрократизации управления. До Александра II Аляска, наоборот, приносила доходы.

Сейчас же владение Аляской позволило бы контролировать весь север Тихого океана и угрожать безопасности коренной территории США.

Второй геополитической благоглупостью оказалась передача КВЖД (1952-1953 гг.) Китаю, города Дальний (1950) и Порт-Артура (1950-1955 г.). Эти территории были возвращены нами в 1945 г. И с них можно было бы ныне не только контролировать КНР, но и значительно влиять на распределение сил в Тихоокеанском регионе.

Думается, что в Китае подобный расклад отлично понимают. Китайцы любят учиться на чужих геополитических просчетах. Потому Россию в Тихоокеанский район КНР в качестве самостоятельного геополитического игрока пускать и не собирается.

Профессор Фэн Юйцзюнь просто-напросто стравливает Россию и Запад. Если вспомнить его предыдущие опусы, то в 2019 г. он написал статью «Желание Трампа вернуть Россию в G8 — метод «кнута и пряника»?» для сайта «Guancha» (КНР), в которой указывал на китайский страх, что президент США Дональд Трамп, договорившись с Россией, может значительно ослабить позиции Китая на Тихом океане.

Этот страх развеяло только пришествие «демократа» Джо Байдена в Овальный кабинет Белого дома.

В свете статьи Фэн Юйцзюня от 11 апреля вырисовывается любопытная картина: Китай не заинтересован в окончательной победе России в украинском конфликте, хотя и в полном поражении тоже. Для Пекина этот конфликт необходим в вялотекущем и хроническом состоянии, что позволит держать РФ в звании младшего и зависимого партнера. КНР не может допустить и сближения России с США — для нее это смертельно опасно. Плюс к тому же возникают и проблемы российско-индийского сотрудничества, и сближение РФ и Ирана.

Атаки хуситами (иранскими прокси) торговых кораблей на Красном море явно не идут на пользу Китаю, хотя его-то суда не страдают. Китайская продукция в Европу массово перевозится на кораблях под разными флагами.

Напряженность на Ближнем Востоке заставляет Пекин чаще присматриваться к русскому Северному морскому пути. Китай готов его использовать, но вот давать дополнительные преференции России не хочет.

Статья Фэн Юйцзюня заставляет нас задуматься над тем, а насколько следует доверять Китаю и в каких вопросах. Пекин не принадлежит к числу союзников (даже и в БРИКС), которые будут с Россией всегда. И как же прав был Император Александр III, некогда сказавший: «У России только два союзника — ее армия и флот. Все остальные предадут ее при первой же возможности».