Минометный обстрел сирийского города Хомс, произошедший удивительно вовремя – накануне голосования в ООН по резолюции о Сирии, поневоле заставляет вспомнить то, что происходило в Боснии в середине 90-х годов. Там тоже минометы для кровавых провокаций использовались.
5 февраля1994 года на рынке Маркале в Сараево взорвалась 120-мм миномётная мина. Погибло 68 человек и 144 было ранено. Разумеется, в обстреле рынка была обвинена сербская сторона. «Свободная пресса» отработала по полной программе, взрыв мины и ее жертвы стали краеугольным камнем антисербской пропаганды.
Уже тогда возникла версия о том, что виновниками произошедшего были вовсе не сербы, но на Западе о ней слышать не желали.
После трагедии НАТО предъявила боснийским сербам ультиматум, заявив о возможности нанесения воздушных ударов в том случае, если сербы не уберут своё тяжёлое вооружение из района Сараева. Возникший кризис привёл к уступкам сербов.
Но этих уступок оказалось мало.
28 августа 1995 года на рынке Маркале вновь произошел минометный обстрел. Погибло 37 человек, 90 было ранено. Как и в случае с трагедией 1994 года, ответственность за произошедшее была возложена на сербов, хотя вновь выдвигалась версия о провокации мусульман. Снова было выдвинуто требование о выводе тяжёлых вооружений сербов из-под Сараева.
Когда требование было проигнорировано, 30 августа блок НАТО начал военную операцию «Обдуманная сила», заключавшуюся в воздушных бомбардировках и артиллерийских обстрелах позиций армии боснийских сербов.
Позже российский полковник Андрей Демуренко, служивший с января по декабрь 1995 года заместителем командующего UNPROFOR в секторе «Сараево», заявил, что мина, разорвавшаяся 28 августа 1995 года на сараевском рынке «Маркале», «не могла быть выпущена с позиций боснийских сербов».
Демуренко утверждает, что, скорее всего, речь идет о теракте, совершенном «силами, находившимися на территории, контролируемой армией боснийских мусульман, с целью найти повод для бомбежек сербских позиций натовской авиацией». Аргументы Демуренко так и не были опровергнуты.
Этого и не понадобилось делать.
Лорд Оуэн, бывший представитель НАТО по Югославии, изрек по этому поводу: «Вопрос о том, кто выпустил снаряд по Маркале, не имеет политического веса, который имел два года назад, когда он был поводом для ультиматума НАТО, а затем и для бомбежки боснийских сербов».
Более циничного признания нарочно не придумаешь…
Пройдут годы, и какой-нибудь очередной лорд скажет: «Вопрос о том, кто выпустил снаряды по Хомсу, не имеет политического веса».
фото с heraldsun.com.au
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках