Наступление сатанизма в России

Наступление сатанизма в России

1991 год. « Х… на Красной площади».

18 апреля 1991 года акция движения «ЭТИ» («Экспроприация территории искусства»), организатор Анатолий Осмоловский. 13 молодых людей выложили своими телами слово «Х…» в непосредственной близости от Мавзолея Ленина на Красной площади. «Должно было придти 14 человек – 13 человек лёжа составляют «текст», а 14-й (Г.Гусаров) должен был прикрывать нас и отвлекать ментов. Но на встречу пришло всего пять человек – искусствоведы Александра Обухова и Милена Орлова, анархист Макс Кучинский и я с Григорием Гусаровым. Далее мы поехали искать людей на станцию метро «Арбатская» к памятнику Гоголя. Там мы сагитировали нескольких хиппи и панков (всего восемь человек) поехать с нами. Нас было теперь 13 человек, надо было найти еще одного или Гусарову придётся лечь тринадцатым. Когда я положил всех и лег сам, последним оказался случайный прохожий, который и был тринадцатым“. (А.Осмоловский)

1992 год. "Пятачок раздает подарки".

11 апреля, галерея «Риджина». Олег Кулик и группа "Николай" (мясники) во время акции "Пятачок раздает подарки" публично зарезали поросенка, а мясо раздали публике.

1994 год. «Новая проповедь»

15 сентября Олег Кулик в облике Христа-мутанта - в терновом венце и в красной мантии, с копытами вместо рук и с молочным поросенком на руках громко мычал с разделочного пня в мясном ряду Даниловского рынка.

1994 год. «Вглубь России»

Олег Кулик активизирует сотрудничество с Маратом Гельманом. Участвует в "предвыборном" проекте Гельмана/Островского "Партия под ключ", в рамках которого заявляет о создании "Партии защиты животных", от которой выдвигает себя кандидатом в президенты России. Реализует вместе с писателем Владимиром Сорокиным проект «Вглубь России». Во время проекта Олег Кулик публично продемонстрировал фотографии, на которых были изображены его сексуальные контакты с животными. Посетителям выставки предлагалось засунуть голову в вагину коровы.

1994 год. «Последнее табу, охраняемое одиноким цербером».

24 ноября возле галереи Гельмана на Якиманке прошла первая акция Олега Кулика в образе собаки. Он выскочил на улицу голый, с визгом и лаем, в ошейнике, на цепи («хозяин собаки» - Александр Бренер), сбил с ног оператора, выбежал на проезжую часть, набросился на машину, блокируя дорожное движение, «укусил куратора какого-то за жопу, помял каких-то критиков», повалил и искусал журналистку из Швеции. Бешеная собака признана вершиной искусства Олега Кулика. Олег Кулик становится самым известным в мире акционистом-собакой.

1994 год. «Свидание».

19 марта арт-акция «Свидание» Александра Бренера и Людмилы Бренер. Сквер у памятника Пушкину. "Я, Александр Бренер, достиг прорыва в посткунсовском искусстве 19 февраля 1994 года. Под статуей Пушкину на Пушкинской площади в Москве я встретился с моей женой Людмилой, которая приехала из Израиля повидаться со мной. Под этой статуей я попросил ее совершить акт любви со мной. Я не преуспел, так как мой член не встал, о чем я сообщил собравшейся толпе криками: "Он не стоит!" Кто еще из нашей современной арт-культуры может привести пример такой совершенной формулировки". («Художественный журнал»)

1994 год. «Вышка»

27 мая, на месте бывшего бассейна «Москва», сегодня – Храма Христа Спасителя - Александр Бренер представил акт мастурбации. Акцию «Вышка» арт-критики назвали «нетленным полотном», отмечена также акция Александра Бренера под названием «имитация акта непроизвольной дефекации в Пушкинском музее перед картиной Ван Гога «Красные виноградники в Арле».

1998 год. "Ленин в тебе и во мне".

30 марта, московская галерея «Дар». Акция художников Юрия Шабельникова и Юрия Фесенко "Ленин в тебе и во мне" или "Мавзолей. Ритуальная модель". Выставочный зал декорирован под ритуальный (по стенам развешаны красные ковровые дорожки), в центре зала на высоком задрапированном подиуме - торт весом 80 кг в виде фигуры Ленина в гробу в натуральную величину (1 м. 64 см). Играла траурная музыка. Милиционер выстраивал посетителей в очередь, как перед настоящим Мавзолеем. Зрители подходили к телу и получали от официантов свой кусок торта на бумажной тарелке. Арт-критик Александр Якимович написал, что «данную акцию нельзя воспринимать как акт каннибализма», что преподношение Ленина в качестве десерта является «признаком цивилизованности — чем-то вроде причащения к телу Христову».

1998 год. «Юный безбожник».

4 декабря, незадолго до открытия выставки «Арт-Манеж-98» Авдей Тер-Оганьян оповестил знакомых о проведении в Манеже своей акции «Юный безбожник». Художник намеревался вывесить на фоне картин иконы, которые он приобрел в магазине «Софрино» (представляющие собой освященные репродукции известных икон). По словам куратора выставки Елены Романовой, таким образом он «собирался противопоставить свое видение мира ортодоксальному христианству» … Через два часа после открытия выставки, Тер-Оганьян, развесив иконы, объявил собравшимся, что, заплатив по 10-20 рублей, они могут их осквернить. Желающих не нашлось, и тогда Авдей Тер-Оганьн стал сам рубить иконы топором.

1999-2000 годы. «Русское».

С 8 Декабря 1999 по 21 Января 2000 выставка работ Олега Кулика под названием «Русское», галерея «Риджина». «Символика русского представлена известным набором - Красная площадь, Мавзолей, Ленина, Храм Христа Спасителя, много промозглого снежного простора. Однако эти очевидные штампы служат фоном для невероятных историй. Кулик венчается то ли с дамой, то ли с собачкой. Доит бульдога, размером с корову. Уворачивается от прицельного огня двух милиционеров и человека, похожего на Набокова. С красным знаменем в руках и возбужденными псами в ногах зовет к стылому горизонту. Воет на небо, затянутое американским флагом, в кругу «европейского сообщества» двенадцати собак. При этом сквозь серую нейтральность черно-белой фотографии, призванной узаконить, документировать фантасмагорические картины вдруг проступает цвет. Вернее три цвета – красный, синий, белый. Триколор. И жирная, обильная позолота».

2000 год. «Я не сын Божий»

Апрель, у храма Святителя Николая. Олег Мавромати распял себя на кресте и выжег на теле надпись «Я не Сын Божий». Через несколько месяцев Олег Мавромати повторил самораспятие в галерее Гельмана, акция называлась «Человек Х». В 80-е годы Олег Мавромати был лидером панк-групп, в актуальное искусство вошел акцией – “Изгнание попов из волочильно-прокатного цеха” (1989 год, Саратов).

2007 год. «Запретное искусство».

C 8 по 31 марта, выставка «Запретное искусство-2006», Музей и общественный центр им. А.Сахарова. Куратор выставки — искусствовед Андрей Ерофеев, организатор выставки – директор Сахаровского центра Юрий Самодуров. На выставке произведения, не разрешённые к экспонированию на выставках в московских музеях и галереях в 2006 году. «У нас выставка была о другом, у нас выставка не была о том, что религия сильно позитивная вещь, также как о том, что религия вещь негативная. У нас выставка была, как бы сказать, мониторинг тех трех аспектов современного искусства, которые сами кураторы, сами искусствоведы хотели бы в музеях показывать, и руководство тоже, чаще всего, хотело показать, но боится — табу, страшно. Вот страшно, как раз из-за того, что будут нарекания со стороны верующих, в частности». (Ю.Самодуров)

2008 год. «Архаичный ритуал».

29 февраля, Биологический музей имени К. А. Тимирязева. «Скажем так, в зоологическом музее были не совсем Pussy riot. Дело то было еще в 2008 году. На тот момент Надежда Толоконникова была студенткой филологического факультета, была беременна, и состояла в арт-группе «Война». («Дон 24»)

2008 год. «Русское бедное».

25 сентября, Пермь. Куратор выставки – Марат Гельман, продюсер – Сергей Гордеев. Среди работ: «Ржавые консервные банки и фрески Валерия Кошлякова, триумфальные ворота из сучьев, выстроенные Николаем Полисским и его соратниками - крестьянами деревни Никола-Ленивец, "Кухонный супрематизм" "Синих носов" - супрематические кресты и квадраты, собранные из колбасных обрезков на растрескавшихся столешницах, ремейки шедевров Марка Ротко и Пабло Пикассо из картонных вырезок Авдея Тер-Оганьяна». «В общем, это такое искусство, которое не стыдно предъявить мировой общественности, если она вдруг доберется до "русского Бильбао". («Коммерсант-власть»)

2010 год. «Х… в плену у ФСБ».

В ночь на 14 июня в Санкт-Петербурге «группа «Война» нарисовала 65-метровый Космический Х… во весь Литейный мост перед его разведением. И когда мост развели, Х… «Войны» встал прямо в окна Большого Дома». (Livejournal) Жанр этого перформанса арт-критики определили как «этюд на пленэре» или «уличные эскизы».

2011 год. «Родина».

Конец 2011 года, Пермский музей современного искусства. «Выставка "Родина" от галериста и директора музея PERMM Марата Гельмана. «Это подборка клишированных представлений о России, картинок, которые можно было бы легко продать за границей». («Российская газета»)

2012 год. «Срань Господня».

21 февраля, Храм Христа Спасителя. Панк-молебен Pussy Riot.

Источник