Грянул Всемирный день туалета
Александр Дмитриевский

Грянул Всемирный день туалета

19 ноября человечество впервые на официальном уровне отмечает Всемирный день туалета: с этого года столь необычный праздник узаконен решением Генеральной Ассамблеи ООН.

В этот светлый день стоит погрузиться в чтение... туалетных «папирусов» из уникальной коллекции, которую собрал житель украинского города Донецк Александр Стонаев.

Сейчас число её экспонатов приближается к четырём сотням, в ней представлены такие страны-производители, как Украина, Россия, Молдова, Приднестровье, Белоруссия, Казахстан, Южная Осетия, Италия и Чехия.

Как и древнеегипетские папирусы, их современные туалетные «собраться» тоже повествуют о жестоких войнах. Правда, в сфере маркетинга: их уже много лет ведут производители столь популярного и востребованного средства гигиены.

Поэзия дизайнерской мысли

У обёрток от бумаги «Для мужчин» и «Для женщин» производитель один, и кроме рисунка на упаковке рулоны ничем не отличаются. «Семь-сорок» с колоритными одесскими анекдотами, видимо – для любителей чтения на горшке. А забавные попугайчики на обёртках и названия «Счастье для попки» и «Попкина радость» в данном случае вызывают ассоциации явно не с птичками…

Тема комфорта – один из важнейших способов завлечения покупателя. Каких названий тут только не встретить: «Нежность», «Мягкая», «Киска», «Зайка», «Мотылёк», «Лапушка» «Лепесток»! Не уступает ей в этом и предвкушение радости от наступления «большого облегчения»: один производитель по этому поводу разместил на обёртке лозунг «Светлая полоса в твоей жизни». Его конкурент призывает: «Посидим!»

Активно используется вопрос чистоты: «Чистюля», «Озон», «Снежинка» и даже «Снежок», хотя, заметим, подтираться снегом – удовольствие для экстремалов.

Судя по названиям продукции нет больших любителей природы, чем производители туалетной бумаги: «Эколог», «Дикарь», «Прибой» «Полянка», «Василёк», «Ромашка», «Белый лотос», «Незабудка» и даже «Лопушок». Впрочем, последний сорт туалетного «папируса» скорее всего, содержит тайный намёк на покупателя, ибо лист лопуха на порядок мягче, чем бумага, скрытая под упаковкой, больше напоминающая наждачную.

Растить покупателя надо, что называется, «от горшка», поэтому почётное место на обёртках отведено героям популярных мультфильмов, таких, как «Ну, погоди!», «Капитошка», «Антошка», «Телепузики», «Масяня» «Белоснежка и семь гномов», и даже «Винни Пух», переименованный в «Винни Пуфа».

Ну, а тем, кто убелён сединой, проще продать рулончики «Информационная, 7-й выпуск» (правда, без новостей), «Ударница», «Пролетарская», «Народная», «Большевик», разбередив его ностальгию по славному прошлому.

Играют даже на политических взглядах: один украинский предприниматель выпустил бумагу «Сортирная» с российским гербом на обёртке. Правда, при этом непонятно, рассчитывал ли он на то, что его товар станет активно приобретать проросийски настроенная часть украинской общественности, или же он хотел этим досадить северному соседу.

По обёрткам можно изучать географию: в названиях сортов используются имена таких городов, как Архангельск, Харьков, Воронеж, Обухов, Москва, Киев, Набережные Челны. Приятно всё-таки, находясь за тысячи километров вдруг нежданно-негаданно увидеть на прилавке магазина название своего родного города.

Эксплуатируется и жадность. Покупателю то и дело предлагают большее количество товара, то бишь – метров в рулоне, за меньшие деньги. «Копеечка», «Первая цена» «Стометровка», «Сотка», «Толстячок», «Богатырская», «Великан», «Императорская». На нескольких написано: «Сюрприз! В каждом N-ном рулоне вас ждет приз!» В виде хрустящей купюры, разумеется. Интересно, находил ли кто-нибудь деньги?

Многие темы на упаковке столь обыденного товара связаны, как это ни странно, с небом и полётом высокой мысли: «Радуга», «Облачко», «Фантазия». Самой оригинальной здесь стоит признать обёртку, стилизованную под этикетку сгущёнки.

Шедевром своей коллекции Александр считает бумагу, с напечатанными прямо на ней судоку: в этом случае туалет может даже служить средством интеллектуального досуга.

Проза хозяйственного расчёта

Если вы читали «Аквариум», то, наверняка помните эпизод, когда дядя Миша учил юного Витю Суворова азам торговли. На вопрос будущего шпиона и предателя Родины о том, чем сложнее всего торговать, ветеран прилавка ответил: - Спичками. Наука - исключительной сложности. Но если овладеть ею, то миллион за год сколотить можно.

Однажды к Александру Стонаеву приехал в гости товарищ, работающий менеджером в одной международной компании. Рассматривая обёртки, тот удивлённо произнёс: «Даже никогда не думал, что для продажи такого весьма востребованного товара нужно прилагать столько маркетинговых усилий!» Потом рассказал, что удивляться, в принципе, нечему: как раз сложнее всего продавать товары, пользующиеся постоянным и устойчивым спросом, а туалетная бумага относится именно к такому разряду.

- Многие обёртки из моей коллекции я редко встречал более одного раза, – рассказывает Александр. – Как показывает практика, оригинальный дизайн упаковки для туалетной бумаги – разовое явление. Выпустили партию с красивой обёрткой, уровень продаж повысили, народ раскупил – и всё, новый дизайн запускают. Чаще всего в красивые обёртки заворачивают низкокачественную бумагу, чтобы легче было продать: дешевле обойдется напечатать яркую и красивую этикетку, в которую завернуть можно всё, что угодно. Конечно, в рулончике с кактусами на обёртке колючек не было, но и восхищения её качество не вызвало. Бумага хорошего качества, как правило, не отличается оригинальностью упаковки – в качестве примера можно привести продукцию завода из города Обухов, что под Киевом, или торговую марку «Zewa», выпускаемую бумажным комбинатом в городе Светогорск Ленинградской области. Кстати, товар этих производителей в последнее время начали подделывать: так, в Рязани умудрились выпустить бумагу «НеZewaй!», а в Брянской области – «Обухофф».

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере