Игорь Друзь

Под Покровом Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ставший одним из главных христианских праздников Святой Руси, учредил святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Он же заложил первый русский храм Покрова, известный ныне как храм Покрова-на-Нерли. Эта уникальная церковь – жемчужина древнего зодчества, является частью комплекса известного всей России Боголюбовского монастыря, и всегда подчинялась его монастырскому начальству. Увы, она до сих пор находится в собственности государства, и власть только «милостиво» позволила священникам РПЦ совершать там службы. Как метко отметил о. Всеволод Чаплин, руководитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, государство, сейчас якобы отделенное от Церкви, не спешит отделяться от церковной собственности. Во времена Древней Руси государство было совсем иным. Тогда государство тратило на строительство храмов иногда больше половины своего бюджета, а не превращало их в мертвые музеи. Св. бл. Князь Андрей Боголюбский построил Храм Покрова-на-Нерли в те времена, когда основанный им же Владимир и Боголюбово были не центром России, как теперь, а пограничной окраиной, подобной в этом отношении современному Северному Кавказу. Те же волжские булгары, еще не до конца разгромленные победоносным князем, да и просто разбойники, еще могли тогда нападать на окраины основанных им городов. Но боголюбивый князь, не считаясь с огромными затратами, строил колоссальные на то время культовые сооружения, зачастую, как видится, в ущерб военным расходам. Он справедливо считал, что Покров Богородицы защитит русские земли лучше крепостных стен, и не прогадал. Так что вера может иметь и материальное исчисление – сколько материальных благ люди готовы за нее жертвовать. Хотя, разумеется, наши предки готовы были жертвовать за веру даже и жизнь, а не только деньги. Храм Покрова еще раз зафиксировал наше духовное родство с оплотом и колыбелью Православной цивилизации – с Византией. Ведь его архитектура во многом повторяет стиль церквей Цареграда. И не только поэтому. Ведь сам праздник Покрова устроен в честь защиты Константинополя от осадивших его варваров, коими были, увы, скорее всего, наши предки. Св. бл. князь Андрей избрал духовное родство с братьями по вере, а не физическое с единокровными язычниками. И его выбор был поддержан всем русским народом, который стал Удерживающим мир от вселенского зла оплотом веры Православной. И ныне этот выбор утверждается всеми частями разделенного народа Святой Руси. Автор этой статьи, пару недель назад по милости Божьей совершивший паломническую поездку в Храм Покрова-на-Нерли, встретил там, среди множества других паломников из далеких регионов и трех киевлянок, которые тоже приехали за тысячу с лишним километров поклониться от Киева – матери городов русских, святыням древнего Владимира. Кстати, архитектурный стиль древнерусских святынь Боголюбово, Киева, Чернигова, Новгорода – един для всех. Что еще раз опровергает глупости украинских сепаратистов об отдельной цивилизации гордых «укров». Нет, мы, конечно, не отрицаем наличия в современной Украине политической общности украинцев, локализованных, чаще всего, в Галиции, противопоставляющих себя России. Но украинство – это не этнос, это политическая идеология, подобная фашизму или либерализму. И она так же несовместима с Православием, как и 2 вышеперечисленные идеологии. Конечно, есть множество людей, у которых в голове смешались эти и другие несовместимые вещи. Как-то в Саратове образовалась даже секта «космических коммунистов», «канонизировавших» Ленина. Однако, в конце концов каждому заблуждающемуся придется выбирать: или православное христианство, или «украинство». Паломники едут в Боголюбово со всех концов Руси. Как и во времена св. бл. князя Андрея, Владимир и Боголюбово снова становятся центром сбора верующих патриотичных людей. Туда идет поток православных людей из Белоруссии и Сибири, Молдавии и Кубани. И насельники монастыря вполне справляются с этим потоком, находя возможность даже самым невоцерковленным мiрским людям показать красоту Православия и сделать их добрыми христианами. Поэтому там всегда можно встретить заслуженных ветеранов всех войн, начиная с Великой Отечественной, ученых, писателей и патриотически настроенных политиков. Поэтому там всегда много молодежи. Но миссионерские усилия монастыря направлены на спасение душ людей всех возрастов, особенно – старшего. Ведь достойная, христианская смерть еще более важна, чем достойная жизнь. И в этом направлении делается очень многое и для обычных, простых людей, и для очень известных. Так, совсем недавно благодаря миссионерским усилиям отца Петра (Кучера), кончину мирну и непостыдну обрел дважды Герой Советского Союза Карпов, ушедший в мир иной, как и положено православному христианину, после исповеди и причастия. Конечно, такое миссионерство и сила молитвы не могли не возбудить ненависти врагов Святой Руси. Клевета и грязь на подвижников веры всегда была неизбежна в этом падшем мире. В интернете, например, было размещено множество страшилок о том, что в боголюбовском приюте якобы держат детей на хлебе и воде и заставляют их делать по тысяче земных поклонов в день, что Боголюбово – это якобы центр некоего «заговора» против Патриарха, что там не упоминают имя Святейшего на службе. Полдесятка комиссий, в т.ч. – и Патриаршая, опровергли клевету о детском приюте, в котором на самом деле воспитанникам были даны широчайшие возможности по занятиям учебой и спортом, великолепное питание. И уж конечно, в Боголюбово всегда поминается имя Патриарха, в чем может убедиться любой, кто поедет туда в паломничество. Но, увы, это только верующие люди ездят в Боголюбово даже из Калининграда, или из Алтайского края. А вот либеральные писаки, в т.ч. называющие себя «православными журналистами» предпочитают «творить» свои пасквили, не выезжая за пределы Садового Кольца. Они всегда ищут врагов, и, в конце концов, обязательно находят очередную черную кошку в темной комнате, даже если ее там нет. А ведь автор этой статьи, написавший немало позитивных материалов о Святейшем Патриархе Кирилле, особенно о его успешных визитах на Украину, смог вполне нормально общаться с мудрым духовником монастыря о. Петром (Кучером), с настоятельницей и сестрами монастыря. Если бы они плели некий «заговор» против священноначалия, то вряд ли стали бы общаться с теми публицистами, которые хвалят Патриарха. Наши либеральные конспирологи вряд ли уймутся в своей клевете, и лучше просто не обращать внимания на их новые «версии», которые, наверняка, будут появляться в СМИ снова и снова. Правильно сказал Высоцкий: «Я ненавижу сплетни в виде версий!». Одно дело – виртуальные страшилки об этой обители в интернете. Другое – реальный мир Боголюбовского монастыря, его прекрасные храмы и проникновенные молитвы монахинь, тишина уединенного скита и звон колоколов, огромный поток автобусов с паломниками и туристами (потенциальными богомольцами), едущими по Золотому Кольцу России. Праздник Покрова с полным основанием может считаться и храмовым праздником Боголюбовского монастыря, ведь, как уже говорилось, основатель обители св. бл. князь Андрей основал также и этот праздник, и первый храм Покрова, исторически принадлежащий к монастырю. И населяющие монастырь монахини, трудники и священники в плане аскетизма могут считаться наследниками тех идеалистов, которые созидали древнюю столицу Руси – Владимир, и ее составную часть Боголюбово. Возможно, те древние подвижники превосходили их в аскетизме, но никак не в силе духа. Ведь им не приходилось противостоять такому натиску дьявольских сил, как нынешнему монашеству. В нашем развращенном мире они нашли в себе силы ради Бога бросить имущество, комфорт, родных, привычные занятия, создали оазис веры, надежды и любви. Их молитвами пока держится наш все более загнивающий мир. Даже просто сам факт того, что такие очаги духа имеют место быть, не дает окончательно сгуститься апокалиптическим сумеркам. Сейчас очень многие люди, увы, представляют из себя только трубу, в которую входят материальные блага и выходят отходы. Есть трубы маленькие, которые потребляют или мечтают потреблять хрущевки с жигулями, говядину и водку. Есть трубы большие, потребляющие яхты и «майбахи», язычки фламинго и дайкири. Никакого следа в истории, никаких прорывов духа от тех и других не будет. Одни нарывы. Не будет и потомства, а если и будет, то родится оно малочисленным и хилым, и быстро вымрет. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский хотел не насыщения желудка и победы над неупорядоченным пространством. Он хотел спасения души и победы над временем. Те, кто отбрасывает тленные богатства мира ради жизни вечной, получают в делах своих дыхание вечности. Дела и творения князя оказали огромное влияние на судьбы Отечества, а через него – и на судьбы всего мира. Основанные им храмы и города до сих пор сияют доброй славой и верой. Даже в смерти князь просиял духовной красотой, воинским и христианским мужеством. Поэтому Бог для назидания сохранил потомкам его замок, где злодеи трусливо и вероломно убили его пьяной толпой. Цареубийцы были страшно наказаны Всевышним. А правление первого некоронованного царя Руси, смерть которого прославила его еще больше, стало истоком славных традиций русского самодержавия. Предположим маловероятное, что Бог еще тысячу лет потерпит наши безобразия, и не уничтожит мир в пожаре апокалипсиса. Кто в таком случае через тысячелетие вспомнит Гусинских, Березовских, Кириенко, и других подобных современных «князей» - «больших труб»? А вот св. кн. Андрея помнят до сих пор, и еще как. А если б каким-то невероятным образом забыли, то сами камни построенных им храмов и городов возопили бы о нем. Вокруг Боголюбовского монастыря сформировалась община, резко отличающаяся от окружающего мира. Причем она состоит не только из монахов. Целые семьи верующих, образованных, мыслящих людей переехали в поселок, расположенный вокруг него, чтобы постоянно окормляться у своего духовного отца. При этом они не отгораживаются от мира «китайской стеной», а принимают активное участие во всех значимых событиях жизни не только самой обители, но и всей России. Святая Русь, по словам святых – Удел Богородицы. Но в нем есть и Уделы Уделов, самые сокровенные места, отмеченные особой благодатью и милостью Царицы Небесной. Один из них – Боголюбово. Игорь Друзь, специально для «Русской народной линии»